Дайри умерли, а я ещё нет.
В прошлом году на британском ТВ вышло два звёздных, но очень разных по форме художественных телефильма на тему пандемии.
Together
читать дальшеTogether, драму о находящейся на грани расставания паре, которая с началом пандемии оказывается заперта в одном доме, непросто смотреть через российскую оптику.
Она (Шэрон Хорган) - потомственная носительница левых взглядов из хорошей семьи, трудящаяся в НКО, Он (красиво седеющий Джеймс МакЭвой) - вышедший из рабочего класса владелец своего небольшого, в меру успешного бизнеса. Их отношения давно исчерпали себя, и до пандемии их удерживал вместе только почти бессловесный, смутно аутичный сын-младшеклассник.
“Вместе” - не столько фильм, сколько телеспектакль, в котором ограниченные в пространстве и времени персонажи почти всё время говорят со зрителем напрямую, рассказывая о себе и о том, что происходит вокруг. Отношений и пандемии здесь примерно поровну, но, кажется, пандемия авторам интереснее; титры в начале каждой сцены обозначают дни с начала карантина, количество умерших, а позже - количество вакцинированных.
Смотреть на это (в 2021, в России, было) утомительно. Как хроника событий “Вместе” достаточно точен, как история одного брака - достаточно остроумен, от титра “Окончание первого локдауна” мороз по коже. Но зачем же вы пересказываете мне мою ленту твиттера. Монолог про экспоненту должен быть душераздирающим, но это so 2020, я даже в этом конкретном контексте читала эти выкладки не раз и не два. И если уж мы тут фиксируем исторический момент в деталях, то можно герои будут мыть руки, приходя домой?
“Вместе” - это, с одной стороны, до безликого универсальная история, аккуратно скомпилированная из ключевых пунктов пандемической повестки, а, с другой, очень конкретно британская. От дальнейшего развития событий зависит, какое место она займёт в истории: либо очень плохо состарится, либо, наоборот, станет важным документом эпохи. Но сейчас это просто способ поговорить о наболевшем, не говоря при этом ничего нового.
Help
читать дальшеКогда Сара (Джоди Комер) в 2019 году устраивается работать в небольшой дом престарелых, она не подозревает, что ждёт её через несколько месяцев. Работа там тяжёлая, но, кажется, у Сары к ней лежит душа. Она находит контакт с самыми разными подопечными и сближается с одним из них, Тони (Стивен Грэм), одиноким мужчиной средних лет, страдающим от ранней болезни Альцгеймера. А потом наступает 2020 год, новости выплёскиваются из радио в повседневность, и система оказывается к этому не готова. И вот уже сотрудники в качестве средств защиты носят мешки для мусора и строительные респираторы, а в пансионат привозят кашляющих недолеченных стариков, которым не хватает коек в больнице.
Эта неготовность, нехватка материальных и человеческих ресурсов - центральная тема “Помощи”, в названии которой в какой-то момент видится не существительное, а крик отчаяния. Закрывающий фильм титр сообщает, что 40% смертей в первую волну пандемии в Великобритании пришлись на дома престарелых и пансионаты для тяжелобольных; система здравоохранения была обеспечена СИЗ на 80%, в то время как система социального обеспечения взрослых - только на 10%.
Сердцевина “Помощи” - снятая одним лихорадочным планом двацатиминутная сцена, в которой Сара, оставшаяся одна в ночную смену, пытается дозвониться на горячую линию и в скорую, когда у одного из её подопечных появляются тяжёлые симптомы. Камера неотступно следует за героиней Комер, которая как будто стареет с каждой минутой. Режиссёр Марк Мунден уверенно выдерживает баланс между документальным реализмом и откровенной художественностью; тёмные коридоры, в которых вспыхивают и гаснут лампы, находятся ровно на этой грани.
Это первая за несколько лет настолько нежанровая, приземлённая роль Джоди Комер, и её сила здесь не столько в яростных монологах и судорожных рыданиях, хотя и в них тоже, сколько в мелочах - тихом ужасе в глазах, осунувшемся лице, интонациях, с которыми она два раза подряд рассказывает один и тот же анекдот.
Нюансы характера Сары, обозначенные намёками, делают этот фильм чем-то большим, чем просто точной фиксацией актуальной проблемы. Неожиданный поворот сюжета в третьем акте, возможно, остался из доковидной версии этой истории, и здесь он кажется странным, почти абсурдным, но при этом позволяет специалисту по больным темам Джеку Торну подняться над темой пандемии и обратить внимание на систему социальной защиты в целом, сохранив при этом фокус на персонажах.
Если предыдущую пандемическую драму “Вместе” смотреть через российскую оптику было сложно, то “Помощи” удаётся пробиться через эту преграду за счёт специфичности и искренности. Возможно, прямолинейная социалочка идёт этой теме больше, чем остроумная театральность, по крайней мере пока.
В России Help можно посмотреть на Окко.
Together
читать дальшеTogether, драму о находящейся на грани расставания паре, которая с началом пандемии оказывается заперта в одном доме, непросто смотреть через российскую оптику.
Она (Шэрон Хорган) - потомственная носительница левых взглядов из хорошей семьи, трудящаяся в НКО, Он (красиво седеющий Джеймс МакЭвой) - вышедший из рабочего класса владелец своего небольшого, в меру успешного бизнеса. Их отношения давно исчерпали себя, и до пандемии их удерживал вместе только почти бессловесный, смутно аутичный сын-младшеклассник.
“Вместе” - не столько фильм, сколько телеспектакль, в котором ограниченные в пространстве и времени персонажи почти всё время говорят со зрителем напрямую, рассказывая о себе и о том, что происходит вокруг. Отношений и пандемии здесь примерно поровну, но, кажется, пандемия авторам интереснее; титры в начале каждой сцены обозначают дни с начала карантина, количество умерших, а позже - количество вакцинированных.
Смотреть на это (в 2021, в России, было) утомительно. Как хроника событий “Вместе” достаточно точен, как история одного брака - достаточно остроумен, от титра “Окончание первого локдауна” мороз по коже. Но зачем же вы пересказываете мне мою ленту твиттера. Монолог про экспоненту должен быть душераздирающим, но это so 2020, я даже в этом конкретном контексте читала эти выкладки не раз и не два. И если уж мы тут фиксируем исторический момент в деталях, то можно герои будут мыть руки, приходя домой?
“Вместе” - это, с одной стороны, до безликого универсальная история, аккуратно скомпилированная из ключевых пунктов пандемической повестки, а, с другой, очень конкретно британская. От дальнейшего развития событий зависит, какое место она займёт в истории: либо очень плохо состарится, либо, наоборот, станет важным документом эпохи. Но сейчас это просто способ поговорить о наболевшем, не говоря при этом ничего нового.
Help
читать дальшеКогда Сара (Джоди Комер) в 2019 году устраивается работать в небольшой дом престарелых, она не подозревает, что ждёт её через несколько месяцев. Работа там тяжёлая, но, кажется, у Сары к ней лежит душа. Она находит контакт с самыми разными подопечными и сближается с одним из них, Тони (Стивен Грэм), одиноким мужчиной средних лет, страдающим от ранней болезни Альцгеймера. А потом наступает 2020 год, новости выплёскиваются из радио в повседневность, и система оказывается к этому не готова. И вот уже сотрудники в качестве средств защиты носят мешки для мусора и строительные респираторы, а в пансионат привозят кашляющих недолеченных стариков, которым не хватает коек в больнице.
Эта неготовность, нехватка материальных и человеческих ресурсов - центральная тема “Помощи”, в названии которой в какой-то момент видится не существительное, а крик отчаяния. Закрывающий фильм титр сообщает, что 40% смертей в первую волну пандемии в Великобритании пришлись на дома престарелых и пансионаты для тяжелобольных; система здравоохранения была обеспечена СИЗ на 80%, в то время как система социального обеспечения взрослых - только на 10%.
Сердцевина “Помощи” - снятая одним лихорадочным планом двацатиминутная сцена, в которой Сара, оставшаяся одна в ночную смену, пытается дозвониться на горячую линию и в скорую, когда у одного из её подопечных появляются тяжёлые симптомы. Камера неотступно следует за героиней Комер, которая как будто стареет с каждой минутой. Режиссёр Марк Мунден уверенно выдерживает баланс между документальным реализмом и откровенной художественностью; тёмные коридоры, в которых вспыхивают и гаснут лампы, находятся ровно на этой грани.
Это первая за несколько лет настолько нежанровая, приземлённая роль Джоди Комер, и её сила здесь не столько в яростных монологах и судорожных рыданиях, хотя и в них тоже, сколько в мелочах - тихом ужасе в глазах, осунувшемся лице, интонациях, с которыми она два раза подряд рассказывает один и тот же анекдот.
Нюансы характера Сары, обозначенные намёками, делают этот фильм чем-то большим, чем просто точной фиксацией актуальной проблемы. Неожиданный поворот сюжета в третьем акте, возможно, остался из доковидной версии этой истории, и здесь он кажется странным, почти абсурдным, но при этом позволяет специалисту по больным темам Джеку Торну подняться над темой пандемии и обратить внимание на систему социальной защиты в целом, сохранив при этом фокус на персонажах.
Если предыдущую пандемическую драму “Вместе” смотреть через российскую оптику было сложно, то “Помощи” удаётся пробиться через эту преграду за счёт специфичности и искренности. Возможно, прямолинейная социалочка идёт этой теме больше, чем остроумная театральность, по крайней мере пока.
В России Help можно посмотреть на Окко.
@темы: God save the Queen!, Кино