История Лиры Белаква (Дафни Кин) начинается в альтернативном Оксфорде, анклаве свободомыслия, где оставил её на воспитание её дядя, суровый исследователь лорд Азриэл (Джеймс Макэвой), во вселенной, где у всех людей есть неотделимые спутники-животные, воплощающие их душу, - деймоны, а церковь так или иначе доминирует во всех сферах общественной жизни. Беспечная озорная жизнь Лиры изменится навсегда, когда на улицах начнут пропадать дети, а её саму увезёт в Лондон загадочная миссис Колтер (Рут Уилсон).
Поиски истины приведут Лиру на крайний север, а на этом пути, полном опасностей и приключений, она столкнётся с высшим обществом, аморальными учёными, цыганами, бронированными медведями, ведьмами и другими примечательными личностями. читать дальше Как и другая громкая экранизация студии Bad Wolf, “Открытие ведьм”, “Тёмные начала” очень красивы, ресурсов на декорации, костюмы и постпродакшн не пожалели. Эстетика тяготеет скорее к середине, чем к началу 20 века, с одной стороны сохраняя стимпанковские корни, а, с другой, усиливая связь с современностью.
К сожалению, как и “Открытие ведьм”, “Тёмные начала” инертны в плане сюжета, хотя и в меньшей степени. События происходят одно за другим потому, что так написано в книге-первоисточнике. Кажется, уверенность в своём будущем сыграла с сериалом злую шутку. Первый сезон неторопливый и местами утомительный.
При этом первый сезон ”Тёмных начал” приятно эпизоден; каждая серия, кроме, пожалуй, финала, содержит ограниченную в пространстве и времени историю со своими началом, концом и атмосферой. Кроме того, они набирают динамику за счёт некоторых удачных изменений по сравнению с первоисточником и первоклассного актёрского состава.
Похоже, авторы решили, что некоторые уместные в книге, в точке зрения Лиры, недомолвки и загадки в сериале были бы неубедительны - зритель достиг бы ответов гораздо раньше героини, - и быстро выложили на стол все козыри. Где-то это убило интригу, но в основном добавило повествованию уверенности и глубины. Включение же части сюжета второго тома вышло логичным и интригующим.
Солидный по именам каст подтверждает свой класс, а ярко сыгранные персонажи второго плана здорово помогают миропостроению. Неканонная, но восхитительно театральная Ма Коста Энн-Мари Дафф! Трогательный Фардер Корам Джеймса Космо! Зашкаливающе харизматичный Джон Фаа Лусиана Мсамати! Обаятельный Ли Скорсби Лина-Мануэля Миранды! Нина Сосанья! Морфид Кларк! Лиа Уильямс! Магическая Рута Гедеминтас в роли Серафины Пеккалы почти заставляет забыть об игравшей эту роль в фильме Еве Грин!
А главное, Дафни Кин подтвердила свой статус восходящей звезды, хотя эта роль для неё, кажется, на пару лет опоздала.
Живая искра этого шоу - Рут Уилсон. Она заряжает столь необходимым напряжением даже провисающие сцены. Её Мариса Колтер - наэлектризованный комок нервов в бархате, локонах и улыбке. Безжалостная и несчастная, страстная и ненавидящая себя, она ходит по краю, завороженная бездной и готовая прыгнуть. Сценарий, кажется, влюблён в эту миссис Колтер и возвращается к ней снова и снова, делая её настоящей драматической антигероиней.
Самой спорной темой стало, пожалуй, изображение деймонов. 2019 год - год зловещей долины, населённой говорящими животными, для приличия лишёнными гениталий (см. также "Король Лев"). Впрочем, деймонов спасает то, что, несмотря на реалистичность, они остаются капельку мультяшными.
Первые два эпизода достаточно доходчиво объясняют касающиеся деймонов вопросы мироустройства, но проблема в том, что если на страницах книг и даже на киноэкране к каждому человеку можно свободно приставить мелкое животное, то на экране телевизионном им становится тесно. Именно этим, а не только бюджетом, объясняется нехватка деймонов в многочисленных массовых сценах. Это можно понять, но чем дальше, тем больше такая условность мешает в ситуациях, когда положение деймонов критически важно.
Кроме того, какие-то моменты, которые в книге легко принять на веру, воплощённые визуально вызывают массу вопросов: например, иметь мелкого и уязвимого деймона кажется ужасно небезопасным (и даже прочтение этого как метафоры маргинализированности не помогает).
Я не привязана к первоисточнику и то ли слишком безбожна, то ли недостаточно образована, чтобы меня проняли его аллегории. Разве что раздражает фетишизация подростковости и взросления, того, что по-английски называется coming of age. Так что в философском плане сравнить книги и экранизацию не могу.
“Тёмные начала” классно сделаны, более-менее интересно, но не очень понятно, зачем. Такое чувство, что просто “чтоб было”, как будто попытка застолбить рынок. Но, наверное, шоу с таким кастом и такой картинкой может позволить себе просто быть.
Второй сезон "Тёмных начал" показался мне удачнее первого, хотя большинство недостатков он сохранил. Возможно, помогает меньший размах и больший фокус на персонажах. читать дальше В финале первого сезона Лира и Уилл (Амир Уилсон) ушли из своих миров через порталы, и в начале второго они встречают друг друга в заброшенном городе Читтагацце, в котором похожие на дементоров Призраки высасывают души из всех, достигших пубертата. За ними охотятся миссис Колтер и лорд Бореал (Арион Бакаре). Тем временем в мире Лиры ведьмы начинают открыто действовать против Магистериума, а в мире Уилла учёная из Оксфорда Мэри Мэлоун (Симон Кирби) приближается к разгадке тайны мироздания. Совсем скоро пророчество о Лире обретёт смысл, а Уилл станет носителем Чудесного Ножа, позволяющего ходить между мирами.
Ощущение, что сериал, несмотря на все отступления от канона, в первую очередь служит иллюстрацией оригинального романа, никуда не делось. Кажется, что семь эпизодов спокойно уложились бы в три - много топтания на месте, растянутого по хронометражу, что в прекрасном Читтагацце, что в каких-то лесах-пещерах, много времени уделено методичной расстановке фигур на доске сюжета. В сюжете много мистического с большой буквы М, так что половина персонажей просто бродит вокруг него, время от времени произнося что-то многозначительное; ведьмы, конечно, эффектные, пророчества, конечно, зловещие, но. (Подозреваю, что часть истории всё-таки пала жертвой пандемии вместе с пресловутым стэндэлон-эпизодом Азриэла.) С другой стороны, если у вас в сериале Эндрю Скотт и Лин-Мануэль Миранда, ну, пусть ходят туда-сюда, беседуют об отцовстве, чего уж там, грех на такое жаловаться.
Тем не менее, во втором сезоне больше напряжения, больше захватывающих моментов. Пожалуй, тут помог выход Лиры за пределы густонаселённого фэнтези-мира, насыщенность которого играла против верибельности. Само по себе присутствие самых разных персонажей в чужих им мирах уже создаёт напряжение; трагическая фэнтези-злодейка Мариса Колтер в "нашем" мире, Мэри Мэлоун с пенкой и термосом в мире волшебном. Сцены в доме Бореала я нескоро забуду. Как и "Паддингтона" с попкорном.
Дети продолжают быть чудесными, но я жила сценами миссис Колтер. Её жестокая война с самой собой блестяще реализована средствами фэнтези. Во втором сезоне сериал сталкивает её с сердечным Ли Скорсби, который стал её дочери лучшим родителем, чем она сама, и любознательной Мэри Мэлоун. реализовавшей свои амбиции в более свободном мире. Но главным партнёром Рут Уилсон в этом сезоне стал Арион Бакаре, играющий Бореала с точной дозой жалкого лоска.
Антирелигиозность "Тёмных начал" такова, что они плотно опираются на религиозные каноны. Из-за этого сложно что понять, что прочувствовать ставки всего предприятия. Фундаменталистский Магистерум можно осознать, злодейские опыты над детьми - тоже, чего-то там необратимость взросления - туда-сюда, а вот когда Азриэл объявляет войну Богу, чтобы дать людям Свободу Воли, а Лира оказывается Евой на пути к Искушению, моего маленького атеистического мозга хватает только на то, чтобы отметить харизму Макэвоя.