1832 год. Анна Листер (Сюрэнн Джонс, нашановаяикона) возвращается домой с разбитым сердцем. Её дом - поместье Шибден Холл под Галифаксом на севере Англии; стареющие отец и тётушка; незамужняя сестра Мэриан (Джемма Уилан); земля, которую они сдают в аренду, и заброшенные угольные шахты. Её сердце - разбито Верой Хобарт, которая променяла Анну на брак с мужчиной.
Шибден Холл в запустении, и Анна решительно берёт дела в свои руки, вот только на добычу угля нужны деньги, и их источником могла бы стать болезненная богатая наследница Энн Уокер (Софи Рундл заново изобретаетчувственность), живущая неподалёку. Анна соблазняет Энн ради денег, и по привычке, и чтобы отвлечься от одиночества, а история говорит нам, что они будут вместе несколько лет, до самой смерти Анны.
читать дальшеПодробные и откровенные дневники Анны Листер, которую иногда называют “первой современной лесбиянкой”, были окончательно расшифрованы и опубликованы в конце 20 века. Наверное, неудивительно, что эта история встретилась со сценаристкой и режиссёркой Салли Уэйнрайт, которая сделала себе имя на историях о сильных женщинах с севера Англии. А в роли Листер теперь трудно представить кого-то, кроме харизматичной Сюрэнн Джонс, неоднократно работавшей с Уэйнрайт.
Их Анна Листер - многогранна и трёхмерна. Она уверенная в себе и ранимая, безжалостная и нежная, эгоцентричная и если любящая, то всем сердцем; безрассудна в одном и решительно взваливает на себя ответственность в другом, обезоруживающе улыбается и может дойти куда угодно за 25 минут. С одинаковым азартом она и воюет со злодейскими конкурентами-землевладельцами (ведёт деловые переговоры как допросы в лучших домах), и собирает ренту с бедных фермеров. А её бескомпромиссность не даёт спутать её голос с авторским.+
Она опередила своё время, и в то же время - продукт своего времени; тихоня-сестра в чём-то оказывается прогрессивнее. Анна - tall, dark and handsome - одевается, ходит, держит себя совсем не так, как её современницы, но вместо того, чтобы бунтовать против системы, умело играет по её правилам. Другое дело, что её существование - само по себе бунт. “В Йорке повесили двоих.”
Периодические сломы четвёртой стены служат нескольким целям: они подчёркивают происхождение драмы из дневников героини, дают Анне голос и приближают её к современности, вписывают в канон здесь и сейчас (язык шоу позволил случайно совпавший с “Дрянью” момент, когда Энн ловит Анну на реплике в камеру), и, самое, на мой взгляд, интересное, позволяют ей лгать себе - и нам - и тут же разоблачают эту ложь. Общий тон “Джентльмена Джека” вписывает его в ряд осознающих себя, самую малость постмодернистских костюмных драм, между “Ярмаркой тщеславия”-2018 и “Эммой”-2020. Но лёгкая ироничность более чем уравновешивается искренностью.
В изображении лесбийского секса шоу начинает за здравие (ключевая фраза - вытертые пальцы), но продолжает более сдержанно, с упором на нежность и чувственность, а не откровенность, свойственную дневникам Листер. С одной стороны, это позволяет избежать объективации, с другой - противоречит самой героине.
В какой-то момент “Джентльмен Джек” провисает и теряет фокус, да так и не оправляется до конца. То ли второстепенные линии тянут одеяло на себя, то ли любовное внимание к деталям перевешивает суть, то ли известный финал нет-нет, да и понижает ставки.
Зато становится понятно, почему рабочее название драмы было - “Шибден Холл”. Даже пресловутый формат upstairs downstairs здесь используется не просто так: во-первых, он добавляет другие грани женского опыта, во-вторых, сравнивает несвободу Анны с другими формами несвободы, а, в третьих, показывает, что цену за то, чтобы Анна могла быть собой, платит не только она - богатство и положение дают ей возможность наплевать на определённые социальные нормы.
8 эпизодов Анна Листер ищет счастья и смысла. Можно сказать, что сезон затянут, но найти в нём что-то лишнее мне трудно, а всё, что есть, - прекрасно. Помимо вышеперечисленного, тут и вся британская коммуналка на вторых ролях, местами загримированная до неузнаваемости, и музыка Маррея Голда от фарса до надрыва, и даже редкие в шоу Уэйнрайт порядочные мужские персонажи. До величия не хватает какой-то искры, но и без величия это одна из самых заметных драм прошлого года.