Дайри умерли, а я ещё нет.
This isn’t a ghost story, it’s a love story
Появилась новая любопытная мета про Lets Kill Hitler.
Точнее, автор там больше солится на Чибнелла, но это менее интересно, на Чибнелла посолиться я и сама могу. А вот интересные прочтения Lets Kill Hitler - вещь куда более редкая, так что остановимся на этом.
Кроме того, через Lets Kill Hitler там почти объясняется, почему мир ДК Чибнелла такой жестокий.
(А ещё через этот текст можно выстроить критику предполагаемой арки The Division, но это тоже уже другая история.)
Let’s Kill Hitler is an episode explicitly about [why putting the Doctor into contact with actual Nazis breaks the show in a very fundamental way]. It is premised around the idea of throwing the Doctor into the most cliché time travel plot imaginable. He is kidnapped at gunpoint and forced to take Mels back to Germany in the late thirties. As Mels summarises, “You’ve got a time machine, I’ve got a gun. What the hell. Let’s Kill Hitler.” It’s a cliché idea, but it is actually surprising that it took Doctor Who almost fifty years to play out that sort of plot on screen. Of course, like A Good Man Goes to War critiques the “rape revenge” template, Let’s Kill Hitler critiques this approach to time travel fiction.
читать дальше
Появилась новая любопытная мета про Lets Kill Hitler.
Точнее, автор там больше солится на Чибнелла, но это менее интересно, на Чибнелла посолиться я и сама могу. А вот интересные прочтения Lets Kill Hitler - вещь куда более редкая, так что остановимся на этом.
Кроме того, через Lets Kill Hitler там почти объясняется, почему мир ДК Чибнелла такой жестокий.
(А ещё через этот текст можно выстроить критику предполагаемой арки The Division, но это тоже уже другая история.)
Let’s Kill Hitler is an episode explicitly about [why putting the Doctor into contact with actual Nazis breaks the show in a very fundamental way]. It is premised around the idea of throwing the Doctor into the most cliché time travel plot imaginable. He is kidnapped at gunpoint and forced to take Mels back to Germany in the late thirties. As Mels summarises, “You’ve got a time machine, I’ve got a gun. What the hell. Let’s Kill Hitler.” It’s a cliché idea, but it is actually surprising that it took Doctor Who almost fifty years to play out that sort of plot on screen. Of course, like A Good Man Goes to War critiques the “rape revenge” template, Let’s Kill Hitler critiques this approach to time travel fiction.
читать дальше
Тут бедного Чибнелла начали бить палками)) Мне нравится идея с too seriously, но мне кажется, в случае с тяжелыми историческими темами ключ в отказе не от звериной серьезности, а от зацикленности. Ты показываешь момент человеческих страданий, но серия не про него, а про какую-то большую, вневременную тему. А Чибнелл как раз не стремится ко всем этим глубоким душевным копаниям))
Про LKH интересно. Доктор и Тесселекта как воплощение разных жанровых подходов, хм.
Не уверена, может быть, я пропустила это в мете, но есть же еще внутрисерийное, внутрисюжетное рассуждение про Доктора и исправление мировых страданий. Почему Доктор не спас "Титаник", проговаривает-возмущается еще-не-Ривер.
Доктор и Ко не собирались вламываться в офис Гитлера, они там потерпели крушение. И они мгновенно устраивают из происходящего хаос и клоунаду.
Тем временем у команды Тесселекты есть список преступников, которых они собираются покарать. План-график, наверное. У них работа. У них должностные обязанности, профессиональные функции, набор алгоритмов для управления роботом.
А у Доктора нет плана-графика. Он спасает мир при случае, но это не его работа. Он не бог и не обладает достаточным могуществом, чтобы предотвратить все зло во вселенной. В перерывах между сериями, когда мы не видим, полно времени, в которое Доктор не только занимается спасением миров, но и мается абсолютной фигней. Развлекается. Попадает в неприятности немирового значения. Запас страданий во вселенной бесконечен. Вот тесселектовцы присвоили себе титул мировой справедливости, но мы сразу видим, что они косячат в работе, и что они несправедливы, пытая зазомбированную Ривер.
The episode also struggles a little bit too much with tone, pivoting too sharply from its Nazi premise towards its screwball comedy stylings. Then again, that’s the point. Let’s Kill Hitler is about rejecting the idea of “a Nazi episode”, and embracing a screwball comedy instead.
Пфф! Ну вот, сначала "излишняя серьезность - плохо", а потом вот это. Буквальное убийство Гитлера - уже давно не серьезный троп, а форма анекдота. Название серии, которое работает как анонс, - лихое и не отсвечивающее трагичностью. Гитлер и приспешники сразу показаны подчеркнуто карикатурно. Это не тот жанр, где про ужасы нацизма. Это жанр, где идиот из-за нацистского салюта застревает в лифте. Есть, конечно, элемент шока: теперь в "Докторе Кто" еще и Гитлер. Но по большей части - традиционная вполне история, привет "Великому диктатору".
По-моему, предвоенная Германия здесь как развлекательный элемент. И немного декоративный - как обрамление хаосу в голове превращенной в оружие Ривер, Ривер главная в этой серии, все о ней. Но комизм самоценен))
The episode is actually about Amy and Rory coming to terms with the trauma inflicted on them, which the Doctor is also unable to do.
Ээээа, что? В каком месте? А разве смысл не в том, что они как раз не смогли нормально come to terms, и что Доктор вполне сознательно не помогал?
Вот, поняла, что меня царапает в этой мете — Doctor Who can never offer a satisfying in-universe explanation for this disconnect. Но ведь Моффат уже разрешил это противоречие аркой Ривер, в том же Let's Kll Hitler! Мелоди и Гитлер запараллелены неслучайно, они действительно в этой серии подчиняются одним и тем же правилам. Доктор не способен изменить прошлое Мелоди, как и прошлое нацистской Германии, однако в то же время активно в нем участвует, спасая и Ривер, и Гитлера
Мне всё-таки не кажется, что он тем самым разрешил этот вопрос) Он как раз тем самым уходит от реального Гитлера с вымышленной Мелоди, дистанцируясь от реальной истории.
Но это, наверное, субъективный момент, потому что вопрос о том, что было бы, если бы была изобретена машина времени и кто-то отправился в прошлое и убил Гитлера, - это вопрос для скучающих историков, очень гипотетический и требующий определённой экспертизы... или вопрос субъективной этики.
craftornament,
Мне нравится идея с too seriously, но мне кажется, в случае с тяжелыми историческими темами ключ в отказе не от звериной серьезности, а от зацикленности. Ты показываешь момент человеческих страданий, но серия не про него, а про какую-то большую, вневременную тему.
Я не согласна с автором, что серьёзные исторические эпизоды делать нельзя, но согласна, что в них всегда будет это внутреннее противоречие, и поэтому тема рискованная. Имхо, в "Розе" и "Демонах Пенджаба" противоречие очень удачно разрешили сюжетно и тематически, но в итоге получились две довольно мрачные истории. А вот The Witchfinders, при всех благих намерениях и удачных находках, здорово страдает от того, что охота на ведьм не увязывается с обязательным фантастическим сюжетом, и там получается какой-то дурной подтекст.
Может быть, кстати, невмешательство потянулось по эре именно из исторических эпизодов, и в итоге какие-нибудь "Арахниды" и "Керблам" следуют похожей логике. (Очень хочется увязать это с Kill The Moon.)
Тем временем у команды Тесселекты есть список преступников, которых они собираются покарать. План-график, наверное. У них работа. У них должностные обязанности, профессиональные функции, набор алгоритмов для управления роботом.
Я бы включила это в жанровую разницу))
Буквальное убийство Гитлера - уже давно не серьезный троп, а форма анекдота. Название серии, которое работает как анонс, - лихое и не отсвечивающее трагичностью. Гитлер и приспешники сразу показаны подчеркнуто карикатурно. Это не тот жанр, где про ужасы нацизма. Это жанр, где идиот из-за нацистского салюта застревает в лифте.
Ну как бы да. Но там того Гитлера - кот наплакал, а остальное - фарс в декорациях нацистской Германии. И вопрос в том, а можно ли снять серьёзный исторический эпизод про нацистов. Может быть, и можно, но это должно быть какое-то сложное решение. Потому что даже когда по касательной зацепили в "Спайфолле", получилось и с Мастером некрасиво, и с Нур Инаят Хан, и вообще как-то некомильфо.
Это не значит, что остаётся довольствоваться аллегориями, но, по-моему, убедительно аргументирует, почему аллегории - не удел трусов, которые не хотят вписывать в истории реальную политику))
Ээээа, что? В каком месте? А разве смысл не в том, что они как раз не смогли нормально come to terms, и что Доктор вполне сознательно не помогал?
Так, я помню, в этом был какой-то смысл)))
Представим себе идеальную версию Lets Kill Hitler
Что там происходит? Фиксируется, что Доктор не может спасти Мелоди. Но может помочь ей в будущем - и помочь Эми и Рори примириться с тем, что их Мелоди уже не спасти, но какое-то общее прошлое, настоящее и будущее у них всё же будет.
Да, в тексте это не то чтобы есть, но, мне кажется, это можно предположить))
Это так, конечно.
У меня из всех исторических сработали только "Демоны". Как раз благодаря фантастическому ответвлению и пришедшему с ним "мы не можем изменить то плохое, что случилось, но можем хотя бы испытать по этому поводу чувства, и это тоже важно".
Может быть, кстати, невмешательство потянулось по эре именно из исторических эпизодов, и в итоге какие-нибудь "Арахниды" и "Керблам" следуют похожей логике. (Очень хочется увязать это с Kill The Moon.)
Интересная мысль) Хочется)
Ну как бы да. Но там того Гитлера - кот наплакал, а остальное - фарс в декорациях нацистской Германии. И вопрос в том, а можно ли снять серьёзный исторический эпизод про нацистов. Может быть, и можно, но это должно быть какое-то сложное решение. Потому что даже когда по касательной зацепили в "Спайфолле", получилось и с Мастером некрасиво, и с Нур Инаят Хан, и вообще как-то некомильфо.
Я и так, и так смотрю на "Спайфолл", и мне кажется, с ним проблема не в использовании нацистов как таковых, а в некоторой криворукости. Мог же Мастер сам спалиться и попасть в руки наци не из-за лица, а из-за оплошности? Или по-другому выбыть из игры. Можно же было объяснить неспасение Нур, например, ее собственным решением? К чему было вообще стирание памяти, которое так и не объяснили.
Пересматриваю третий сезон, там интересные примеры исторических страданий в окружении фантстического и развлекательного. Лагерь голодающих безработных в Великую депрессию, лондонский Бедлам. И там, и там не без вопросов, конечно, но такого хорошего контраста в серии добавляет.
Идея про то, что Доктор не может исправить реально случившиеся события, потому что он выдуманный, мне кажется... не ключевой, не фундаментальной? Она по сути коренится в желании, чтобы Земля 2020 года в сериале более-менее совпадала с Землей-2020 в жизни. Но в сериале уже был, например, мир, в котором лондонцы на Рождество эвакуировались, а то опять эти пришельцы. И никто не умер.
Что там происходит? Фиксируется, что Доктор не может спасти Мелоди. Но может помочь ей в будущем - и помочь Эми и Рори примириться с тем, что их Мелоди уже не спасти, но какое-то общее прошлое, настоящее и будущее у них всё же будет.
Да, в тексте это не то чтобы есть, но, мне кажется, это можно предположить))
Эх, моя интерпретация скорее о том, что Доктор тут бессилен что-то починить, Пондам приходится самим крутиться, но и эта версия ничем не хуже)) Но в любом случае, разве LKH - об этом?
У меня из всех исторических сработали только "Демоны". Как раз благодаря фантастическому ответвлению и пришедшему с ним "мы не можем изменить то плохое, что случилось, но можем хотя бы испытать по этому поводу чувства, и это тоже важно".
Ага, а в "Розе" меня проняло, как отыграли этот вопрос с привилегиями - мне показалось убедительным.
Хочется)
Меня, с одной стороны, раздражает пассивность Тринадцатой, а, с другой, ещё больше раздражает критика в духе "А чего Доктор не устроит им революцию???77" И мне кажется, что несмотря на то, что в Kill the Moon Двенадцатый не вполне прав, в целом его позиция там довольно последовательна. (Опять же, прилететь и устроить революцию, основываясь на своих представлениях о справедливости, - как-то не очень вяжется с постколониализмом...)
Было бы, конечно, лучше, если бы это как-то драматизировали, ну или в принципе избегать этой ловушки в сценариях))
Мог же Мастер сам спалиться и попасть в руки наци не из-за лица, а из-за оплошности?
Мог, но всё равно оптика была бы не очень!
Можно же было объяснить неспасение Нур, например, ее собственным решением?
Наверное, да, но это была бы совсем другая история (хз какая: про что Спайфолл я даже предположить не могу). Вот как-то одно дело - Ван Гог и депрессия, се ля ви, и другое - партизанку запытают нацисты.
К чему было вообще стирание памяти, которое так и не объяснили.
Можно объяснить тем, что Нур и Ада напрямую побывали в будущем, но в тексте этого нет, и, в общем, такое.
Лагерь голодающих безработных в Великую депрессию, лондонский Бедлам. И там, и там не без вопросов, конечно, но такого хорошего контраста в серии добавляет.
С Шекспиром - там прямо romp, и претензии к легкомысленности таки встречаются. Я бы с ходу про Бедлам не вспомнила)
Про Великую депрессию - даже интересно, прокатило бы сейчас в таком виде или без антикапиталистического пафоса было бы не то. Мне кажется, там баланс реализма на фоне и далеков-мутантов в сюжете. К "Тесле", кстати, в похожей ситуации встречались претензии, что про бедность упомянуто впроброс.
Но в сериале уже был, например, мир, в котором лондонцы на Рождество эвакуировались, а то опять эти пришельцы. И никто не умер.
Так то (воображаемое) настоящее, в котором Мелоди Понд становится Ривер Сонг, а то - прошлое, в котором спасти Мелоди уже нельзя)))
Идея про то, что Доктор не может исправить реально случившиеся события, потому что он выдуманный
Я бы не считывала это как настолько мета-идею, а просто наглядное изображение того, что у "Доктора Кто" как шоу есть какие-то границы (которые можно, конечно, нарушать, но твёрдо понимая, как и зачем).
Она по сути коренится в желании, чтобы Земля 2020 года в сериале более-менее совпадала с Землей-2020 в жизни.
Мне кажется, здесь больше вопрос возможного обесценивания каких-то реальных трагических событий, если их вот так легкомысленно переиграть на экране через божественное вмешательство. Опять же, не то чтобы это совсем-совсем нельзя, но нужно ли?
Но в любом случае, разве LKH - об этом?
Мне нравится это прочтение, потому что оно выходит за рамки конкретных деталей этой истории)
Вообще, для меня LKH о том, как Доктор, умирая, доказывает Мелоди, что его стоит спасти, и что её стоит спасать, и что она может стать Ривер. Но это детали. Тема - нф-концепт "убийства Гитлера". А вот насчёт прямо идеи, сверхзадачи - не знаю))
Было бы, конечно, лучше, если бы это как-то драматизировали, ну или в принципе избегать этой ловушки в сценариях))
Про Двенадцатого - да. С ним хочется еще про "Умершую девочку" подумать.
Еще на каком-то этапе идею минимального вмешательства обсуждали. Мол, Доктор влезает тогда, когда люди (или не люди) не в состоянии самостоятельно справиться с проблемой, когда что-то "суерпотустороннее" уже вмешалось в их нормальную внутривидовую жизнь и надо это вмешательство обратно отыграть. Ну, или Доктор просто влипает в неприятности вместе с аборигенами, деваться некуда, выживают/одолевают несправедливость совместно.
Но в целом, по-моему, опять получается вопрос мастерства и фантазии, а не избегания каких-то тем)
Интересно, что вопрос о "тяжелых" темах из реальности сталкивается с расчеловечиванием и абсолютизацией Доктора как бога из машины. Подразумевается что он(а) может и обязана(а) исправить вообще любую ситуацию. Я возможно передергиваю, но выходит, что LKH - протест не против "непоправимо реальных" тем, а против всемогущества и всеблагости нашего героя. (Какой интерес был бы смотреть на суперсущество, которое прилетает, хлопает в ладоши и всем неизменно делается хорошо?).
Мне кажется, здесь больше вопрос возможного обесценивания каких-то реальных трагических событий, если их вот так легкомысленно переиграть на экране через божественное вмешательство. Опять же, не то чтобы это совсем-совсем нельзя, но нужно ли?
По-моему, обесценить что-то реальное художественным произведением невозможно. Обыграть так, что это будет выглядеть проявлением дурного вкуса и понижать качество произведения - можно вполне. Я тут цинично подхожу и "нужно ли" для меня = "это будет интересно смотреть?", "какое преимущество это даст сюжету?".
Наверное, да, но это была бы совсем другая история (хз какая: про что Спайфолл я даже предположить не могу). Вот как-то одно дело - Ван Гог и депрессия, се ля ви, и другое - партизанку запытают нацисты.
А в "Демонах" невинного человека застрелили. С Нур, честно говоря, я вижу проблему не в том, что ей не отсыпали чудесного спасения с божественным вмешательством, а в том, что у нее вообще собственной истории нет. Нам ее показывают как экспонат на мини-выставке "Великие женщины". Мы видим чуточку ее несгибаемого характера и железной выдержки. Хорошо! А дальше она статист и инструмент. Едва-едва проклевывается какая-то тема с надеждой на окончание темных времен. Но тут же обнуляется. Важно, чтобы Нур не помнила своих временнЫх приключений. Доктор не то чтобы просто не думает, почему нельзя спасти эту прекрасную женщину. Она ей насильно память стирает и бросает в бессознательном состоянии посреди всяких ужасов, прекрасная картина
Мол, Доктор влезает тогда, когда люди (или не люди) не в состоянии самостоятельно справиться с проблемой, когда что-то "суерпотустороннее" уже вмешалось в их нормальную внутривидовую жизнь и надо это вмешательство обратно отыграть. Ну, или Доктор просто влипает в неприятности вместе с аборигенами, деваться некуда, выживают/одолевают несправедливость совместно.
Мне в этом плане импонирует - just passing through, helping out, learning, по-моему, это очень точно сформулировано.
Я тут цинично подхожу и "нужно ли" для меня = "это будет интересно смотреть?", "какое преимущество это даст сюжету?".