Брекзит ещё не случился, но первый художественный фильм об этом ключевом моменте современной британской истории уже сняли.
Попытка отрефлексировать столь недавние события, последствия которых до сих пор до конца не развернулись даже до какого-то промежуточного финала, и свидетельства о которых, тем не менее, достаточно существенно разнятся, кажется несколько странной, и сценариста Джеймса Грэма обвиняли в лучшем случае в политической безответственности и в игнорировании "русского следа", а в худшем - в препятствовании правосудию. читать дальшеНо Грэм в принципе специализируется на актуальной политике - за последние годы он написал, в числе прочего, пьесу The Vote, приуроченную к выборам 2015 года, и сценарий докудрамы Coalition о формировании коалиционного правительства тори и либдемов по итогам выборов 2010 года.
В некоторые моменты "Брекзит" хочется сравнить и с прошлогодним "Королем Карлом III" Майка Бартлетта: иногда он отступает от формата докудрамы и флэшфорвардом заглядывает в недалёкое будущее, где Доминик Каммингс якобы отвечает на вопросы парламентской комиссии, иногда - даёт Каммингсу-Камбербэтчу произнести практически театральный монолог в камеру.
Если брать ещё шире, то можно увидеть здесь политический фильм-катастрофу вроде "Игры на понижение". Только у Грэма получился своего рода перевёртыш, потому что протагонист у него - главная движущая сила катастрофы.
В центр своего повествования Грэм поставил Доминика Каммингса - одиозного политтехнолога, который к моменту объявления референдума уже несколько лет как ушёл из большой политики, а потом был назначен руководителем официальной кампании за выход из ЕС. Он принимает вызов, выходит из затворничества, ведёт кампанию так, как считает нужным, обращается к инновациям, борется с давлением невежественных политиков и, конечно, побеждает.
С Каммингсом в центре эта история иронично приобретает совершенно традиционную форму: заведомые аутсайдеры призывают на помощь отошедшего от дел визионера, используют гибкие методы - и обыгрывают фаворитов - истеблишмент - в предложенную ими же игру. Но при этом всё в зрителе противится тому, чтобы всерьёз болеть за формального протагониста. Нельзя, грешно, давайте лучше хаос с Эдом Милибендом. Нет, серьёзно: Каммингс - классический протагонист по форме, но по сути, думаю, Грэм считает, что он не на той стороне истории. В общем-то, логично, что в центре фильма про Брекзит - такого рода неразрешимые противоречия.
Каммингс идеально ложится в типаж умного, амбициозного социопата™ , и Камбербэтч, сделавший карьеру на подобных образах, в этой роли максимально змеиный. Его оппонента Крэйга Оливера играет, напротив, насквозь положительный, круглолицый Рори Киннир. (При этом реальный Каммингс (www.thetimes.co.uk/imageserver/image/methode%2F...), по-моему, гораздо больше похож на Киннира.) Здесь есть ещё узнаваемые лица, но, несмотря на это, остальные персонажи - безликие мелкие функционеры, пешки, либо карикатурные политики. И фокус-группа, олицетворяющая население Соединённого Королевства.
Кампания Каммингса одновременно предлагает перемены - и возвращение к статусу кво, она консервативна - и использует самые передовые технологии через пресловутую Cambridge Analytica. (Образ Каммингса и Cambridge Analytica делают этот фильм своеобразным сиквелом "Социальной сети".)
После убийства Джо Кокс Каммингс и Оливер встречаются в пабе и говорят (этого не было) - о причинно-следственных связях, о субъектах и объектах в свалившейся на них новой политике. Что было раньше - запрос общества на популизм или популизм Дали социальные сети голос тем, у кого его не было, или забрали у них последнее, что у них было
Потому что - всё, фарш невозможно провернуть назад. Каммингс прикладывает ухо к земле и вслушивается в гул времени - мир изменился, я чувствую это в воде, чувствую это в земле, ощущаю в воздухе.
Даже с учётом возможной недостоверности и поверхностности, "Брекзит" - занятная парадоксальная драма о сдвиге политической парадигмы.