воскресенье, 28 октября 2018
Promise of tomorrow.Извините, я в этот раз просто скопирую из телеграма с небольшими поправками, как-то за неделю почти не нашла, что добавить.читать дальше"Доктор Кто" образовательный.
И, кажется, мгновенная классика.
Это возвращение к образовательным истокам "Доктора Кто", но с историей, которую в "Докторе Кто" никогда раньше так не рассказывали.
Сюжет снова достаточно традиционен не столько даже для "Доктора Кто", сколько для НФ с путешествиями во времени в целом, но исполнен чертовски аккуратно и сфокусировано, и сконструирован так, что неизбежное упорство, с каким Доктор стоит на страже земной истории, какой бы она ни была, в этом случае не становится неуместным.
Всей команде есть чем заняться в по-литературному написанном, затянутом, но очень симпатичном расследовании; все проявляют себя по-своему.
А ещё, при всей серьёзности ситуации, здесь есть отличные шутки (про Бэнкси - мегавин) и очень докторовские конфронтации со злодеем Краско, который, с одной стороны, космический расист из знакомого хунивёрсного будущего, а с другой - бюджетный Грант Уорд, в каком-то драфте явно бывший ГРУшником со слишком хорошей для ГРУшника причёской.
Эндрю Эллард точно заметил, что эпизод держится на некотором расстоянии от самой Паркс, почти не сближая с ней Тардис-тим, и это позволяет, во-первых, не вдаваться в детали и сохранить историческую достоверность, во-вторых, не тривиализировать историческую личность (как часто бывало и у РТД, и тем более у Моффата, у которых были другие цели), а, в-третьих, не влезть в важный исторический момент посторонним нф-сюжетом (кстати, похожая дискуссия была не далее как в ожидании прошлого рождественского эпизода, в связи с Рождественским перемирием).
(Понятно, почему все исторические эпизоды не могут быть реалистичными и в большинстве случаев celebrity historical - это лёгкий жанр: как-то трудно питчить спутникам путешествия в реалистичную историю: "Хэй, к нашим услугам всё пространство и время, как насчёт бедности, антисанитарии, бесправия и шовинистов на каждом шагу?" "Доктор Кто" не может существовать в отрыве от жанра, но время от времени его стоит деконструировать.)
Перед выходом "Розы" были опасения со всех сторон - и что историю обелят и умалят заслугу Паркс, и что эпизод получится больше назидательным, чем драматическим.
Сценарий вышел очень аккуратным и прошёл по тонкой границе между информативностью и эмоциональностью, и даже исторические справки его не слишком испортили.
Иногда достаточно фактов.
Монтгомери, штат Алабама, 1955 год кажется куда страшнее смертоносной планеты Пустошь.
Один из самых шокирующих моментов в "Докторе Кто" - простая пощёчина.
Give me a dalek any day.
С пещерным расизмом сталкиваются наши спутники-точки идентификации, наши уже почти родные герои, которых не можем защитить ни мы, ни Доктор.
Доктор - Доктор! которым законы жанра 55 лет позволяли в любом времени и месте вести себя так, будто они здесь главные! - перед лицом обычных белых южан из 1955 года предпочитает промолчать и отступить, чтобы не подвергать своих друзей риску.
Сценарий связывает середину 20 века с современностью в пронзительном диалоге Райана и Яз, вынужденных прятаться от полицейского за мусорными баками; не забывает о том, что США и Великобритания - это всё-таки две отдельные страны; и при этом воздерживается от шуток или мрачных предсказаний про Трампа. Вау.
Кульминация эпизода, в автобусе - сама по себе эмоциональная сцена, к которой добавляется метафора, когда героям приходится принять участие в несправедливости, чтобы довести дело до конца; нельзя просто взять и перестать быть частью отвратительной системы, пока система существует.
Такую развязку очень трудно представить себе до Тринадцатой.
(P.S. Мне очень хочется много говорить о Джоди Уиттакер, но я держусь.)
@темы:
God save the Queen!,
Сериалы,
Doctor Who,
13