Когда я вычленяю отдельные моменты, я вижу в них то, что мне не нравится, но.
Но.
Чёрт.
читать дальшеВсё ещё слишком много для слов.
Можно было догадаться.
Можно было догадаться, что в финале Доктор встретит последнее - первое - главное зеркало: Мастера. От далеков до Мастера. Конечно.
Мастер позволяет ему окончательно прийти - вернуться - к тому, кто он. Псих с будкой. Путешественник, который пытается помочь. Не офицер, не вершитель судеб, не герой. Доктор.
Искушение абсолютной властью Доктору как будто даже не страшно. Но он понимает, почему именно это так.
Мастер невероятна. Несмотря на возмущённые крики всего этического, что во мне есть, Мастера невозможно не жалеть. Колокольчик фарфоровый пишет о том, насколько Мастер, извините за выражение, relatable, и в этом что-то есть. Мастера делает трагической фигурой одиночество, отвергнутость, невзаимность. Мы опять приходим к этим отношениям, для описания которых нет слов. Жуткий термин капальди!джен относится, на самом деле, не только к Двенадцатому и не только к Кларе. Это, может быть, наиболее удачная попытка сформулировать то, для чего не хватает слов ни в русском, ни в английском. Вот это, между Доктором и Мастером, изменчивое и постоянное, клонящееся то в одну сторону, то в другую - как назвать?
И здесь - Осгуд. Со своим комплектом сильных чувств к Доктору. Нет, не тех чувств, вообще. С лёгкой одержимостью, желанием понравиться, некоторым стремлением угодить. (Я так любила Осгуд, Эру, и она была такая умница.) Доктор зовёт Осгуд с собой, однажды. На глазах у Мастера, приготовившей ему в подарок армию. Мастер убивает её не только потому, что она bananas.
Ещё кажется, что Мастер здесь - психопат в медицинском значении слова. Я слишком много читаю тумблер, чтобы продолжить в этом направлении, не опасаясь скатиться в эйблизм. Но где-то здесь скрывается вот это главное, в чём они отличаются. То, о чём говорит Доктор, указывая на сердце. Любовь. Боль. То, что они делают с этими сильными чувствами. (Pain is a gift. Love is a promise). Сомнение. Эмпатия. Человечность. Что-то, что делает нас - их - живыми. Потому что Мастер, воскресая, как будто остаётся мёртвой. Потому что Мастер хочет показать самому дорогому существу - единственному дорогому существу! - сколько у них общего, как много он(а) может ему дать, чего он хочет, он(а) действует логично - и трагически ошибается в каждой ноте.
Конечно, Доктор его/её бросил. После всего, что случилось, даже не попытался. Потому что Доктор не оглядывается и не возвращается, мы знаем, что он не возвращается. За Мастером тоже.
Мастеру очень не повезло попасть на Двенадцатого. Двенадцатый совершенно не сентиментален. (И всё же он ей верит. Чего он хочет больше - верить ей или верить в то, что Галлифрей действительно там?) А ещё он совершенно неожиданно больше землянин, чем мы когда-либо думали. I walk your Earth. I breathe your air. Он не бог, он не space jesus, он даже не вполне таймлорд (он ведь не совсем один-из-них). Двенадцатый, кажется, не готов поставить Мастера выше Земли. Don't you dare put him before them. Или, по крайней мере, выше Клары. Это больно и это отрезвляет. Действительно ли он был готов убить Мастера? Может быть. Убил ли он Полулицего?
Я не знаю, закончилась ли история Клары. Клару как человека во многом определила смерть матери. Она прошла долгий путь, на котором была особенной, стала чем-то большим, стала не-человеком. С какой лёгкостью она надевает маску Доктора, чтобы обмануть киберменов! Под ней уже не видно страха, она сидит абсолютно естественно. Смерть Дэнни, возможно, снова делает её человеком. (Дар Илуватара младшим детям. Humans are born dying.) Сверхчеловеческий опыт, возможно, делает её большим человеком, чем когда-либо. Истории, которые могли бы быть, тоже имеют вес.
В конце концов, не Кларе решать, будет ли Дэнни жить. Это не в её власти. Она может спасать миры, но есть вещи, которые ей не подконтрольны.
Дэнни выбирает не её и не её желания, а искупление и жизнь невинного мальчика, и она это принимает.
В треугольнике Дэнни-Клара-Доктор Дэнни олицетворяет человеческое в противовес сверхчеловеческому. (Рори был реальным в противовес сказочному). Именно это человеческое в итоге поворачивает армию мёртвых против создательницы. Это не полурелигиозная вера в Доктора, а что-то совсем земное, это единение в человечности. Доктор приходит на помощь, но у человечества есть и своя сила.
Waste no more time arguing about what a good man should be. Be one.
Это Дэнни - хороший человек.
Это он - герой.
Доктор и Клара - не хорошие и не плохие, но люди. Люди.
I don't need an army. I never have! Because I've got them.
Он делает из них солдат? Возможно. Но, может быть, иногда, при попутном ветре, они становятся не солдатами Доктора, а защитниками Земли.
Двенадцатый невероятно дорожит друзьями. Он не жаждет их заводить, но он дорожит теми, кто у него есть. Клара - да, конечно, мы снова и снова видим, на что он готов ради Клары. Но как легко он прощает Кейт транквилизатор и наручники. И - he should have asked.
Love is a promise.
Последнюю утраченную черту Доктор подбирает в самом конце. Он лжёт Кларе, потому что желает ей мира.
Конечно, она отвечает тем же.
Never trust a hug. It's just a way to hide your face. Ещё одна неожиданная правда.
@темы: 12, God save the Queen!, Сериалы, Doctor Who, Meta
Да-да, я вчера тоже про это думала. "Девчачий секрет", ага. Было бы странно, если бы не убила.
он(а) действует логично - и трагически ошибается в каждой ноте.
Мне вообще нравится весь этот лейтмотив рациональности в сезоне, понимание рациональности. Все вот это "ты улыбаешься? Но грустишь" - сложно; обнимашки скрывают лицо - не надо обниматься, нет смысла; глубокая трагедия существа, которое совсем не человек, но хочет быть любимым человеками, которых - опять! плохо понимает. Доктор мне вообще в этом сезоне живо напоминает образ всяких продвинутых чуваков из Кастанеды, что ли - стертая личная история, отсутствие многих эмоций, отбрасывание всего человеческого (как ты, по-моему, писала - Доктор-скелет) - и при этом любовь-любовь и любовь к миру. Не знаю, курил ли Моффат всю эту эзотерику, но очень вот напоминает (примерно как БэдВульф, которая маршрировала в сарае и вот-вот бы кинулась кататься по полу, дабы сдвинуть точку сборки, как Дон Хенаро).
Моффат пишет о трагедии человеческого/нечеловеческого, и пишет очень тонко и круто.
Это Дэнни - хороший человек.
Это он - герой.
Любопытно, насколько встреча с Кларой "реализовала" Денни. Ведь не будь его и ее, не будь она подругой Доктора, не будь Денни таким каков он есть - все бы рухнуло.
меня не покидают пока не слишком формулируемые мысли о "зеркальности" еще и между парами Доктор-Клара/Доктор-Мастер. может, и покинули бы, если бы не то, что - и как - Мисси "выбрала" Клару. Мисси ставила на ее способность контролировать Доктора, и с этим акцентом на контроле складывается впечатление, будто Мисси как бы, ээ, подсунула Доктору очередное зеркало уже самой себя - но такое, которое, в отличие от нее, может делать правильно. действительно получать от Доктора то, что хочет, а не - как Мастер. и почему, почему Мисси говорит I chose well именно после Flatline, после "докторства" Клары - и сразу после попытки Клары выпросить похвалу?
и мне все-таки не кажется, что она вернулась к человечности. не до конца. то есть да, она вернулась в "реальный" мир, но то, как она расстается с Доктором - как они одинаково пытаются сделать друг другу лучше... ну, в общем, слишком уж они одинаково это делают. они тут опять слишком "одной крови". Клара настолько же человечна, насколько и Доктор - то есть и очень, и вообще нет.
а все остальное да, в общем.
Похоже, там не было ничего. По тем координатам - открытый космос. Пустота. В этом и солгал.
Ehwas,
Мне вообще нравится весь этот лейтмотив рациональности в сезоне, понимание рациональности.
Моффат пишет о трагедии человеческого/нечеловеческого
Да, вот это человеческое/нечеловеческое, рациональное/иррациональное, живое/мёртвое тянутся через весь сезон и сплетаются в один тематический клубок.
Любопытно, насколько встреча с Кларой "реализовала" Денни.
Кстати, да. Интересно.
Колокольчик фарфоровый, да, да, есть что-то такое. И сюда - то, как Клара хочет быть Доктором. И всё-таки не до конца понимает, что это значит. Такое.
Why do you have three mirrors?
Вообще, это проговорено ещё в "Глубоком вдохе": все трое в некотором роде egomaniac needy game player.
Клара настолько же человечна, насколько и Доктор - то есть и очень, и вообще нет.
Может быть, что-то такое. Надо посмотреть, что будет дальше.
Я наткнулась на гб на интересную мысль, высказанную ещё чуть ли не перед "Тёмной водой": Клара настолько привыкла, настолько любит выигрывать, что ей придётся научиться проигрывать. И это происходит, когда Дэнни всё равно умирает.
Наверное, ничего не значит, но пусть полежит здесь.