Внимание! Считаю своим долгом предупредить, что я нежно люблю все сезоны и всех спутников. Данный пост не есть атака на персонажей, людей, сценаристов, сюжеты и идеи, но попытка анализа.
Ах да, и ещё я технарь, так что окологуманитарные тапки по вопросам терминологии и методологии принимаются с благодарностью.Какие-то буквы
Поскольку Мэри-Сью как термин пока не зафиксирована в больших научных источниках, думаю, термин этот можно применять более или менее по наитию.
Например, русскоязычная википедия определяет Мэри-Сью как персонаж, которого автор наделил гипертрофированными способностями. При этом автор произведения, как правило, ассоциирует себя со своей Мэри-Сью.
То есть имеем два основных признака:
а) максимальная крутость героини, т.е. количественный
б) представление этой героиней автора, т.е. качественный.
Таким образом, Мэри-Сью - это всегда в той или иной мере супер-пупер-итп в той или иной мере self-insert. И в зависимости от степени проявления этих двух признаков можно выделить две категории Мэри-Сью, две крайности:
1) Мегакрутая по умолчанию героиня. Она идеализирована до того образа, в котором мечтает увидеть себя автор. Отношение к ней окружающих персонажей (падающие челюсти, выпученные глаза и всё такое) - это, прежде всего, естественная реакция на заложенные автором неестественные убер-характеристики.
2) Self-insert. Поднимите руки, кто никогда таким не баловался. Образ автора с, возможно, чуть-чуть подкрученными характеристиками. Лейтмотив здесь "Я была неудачницей, а потом попала в Волшебный Мир и уж там-то всем показала." При этом происходит манипуляция на уровне взаимодействия героини с миром: Волшебный Мир и обитающие в нём существа любят и ценят её гораздо больше, чем мир обыденный.
Каждый раз, когда ту или иную героиню "Доктора Кто" называют Мэри-Сью, я теряюсь, потому что не знаю, насколько корректно говорить так о героине, написанной мужчиной. Второй признак здесь выключается начисто. Мужские Мэри-Сью, обладающие вышеназванными характеристиками, существуют вполне благодатно, но в абсолютном большинстве случаев они, пардон, персонажи мужского пола. Иногда как Мэри-Сью обозначают образ идеального партнёра (в какой-то дискуссии ему дали точное наименование типа "Алва-Сью"), но на этой территории куда больше подводных камней, особенно если выйти за пределы фанфикшена.
(И - да, особенности именно Мэри-Сью зависят от пола её создателя, а иногда и от его сексуальной ориентации, поэтому в этой теме, по моему мнению, можно вот так некрасиво разделять персонажей, написанных женщинами и мужчинами.)
Предположим, что характеристики Мэри-Сью, присущие персонажам, написанным женщинами, можно без изменения применить к героиням, написанным мужчинами. И посмотрим через этот фильтр на спутниц ньюскула.
К первой категории относится, очевидно, Ривер. В наличии имеется и волшебное происхождение, и говорящее имя, и куча супер-способностей, и даже трагическая судьба. Можно брать любой тест на мэрисьюизм и проставлять там галочки - классический случай.
Во второй категории - Роза и Донна. И пугающая мысль о том, что бы было, если бы ТАРДИС однажды не приземлилась там, где приземлилась. Допустим, Волшебный Мир не случился. И что дальше?
Марта, кстати, тоже цепляет эту категорию, но всё же, по моим ощущениям, до конца в неё не входит. Возможно, дело в финале, который по сути является возвращением из Волшебного Мира? С другой стороны, у Марты определённого финала как такового нет, он пару раз радикально менялся, поэтому судить сложно.
А вот назвать Эми Мэри-Сью у меня не получается. То ли она так аккуратно выписана, то ли я слишком много думала о ней и её месте в 5-6 сезонах.
(Получается, вне фанфикшена Мэри-Сью - это своего рода проявление авторского эскапизма, косвенное в первом случае и прямое во втором. И тогда вопрос в том, как автор оценит эту идею внутри произведения. Как раз в случае с Эми эта тема затрагивается, и промежуточные выводы там весьма неоднозначные. С другой стороны, соотношение между Обыденным и Волшебным миром не всегда очевидно, и однозначную оценку уходу из одного мира в другой дать невозможно.)
Если же отбросить принятое выше допущение, то получится, что самая что ни на есть классическая Мэри-Сью - это Рори. Потому что Моффат говорит о нём буквально следующее: "Rory is the man I'd like to be - so strong he never has to show it".
@темы:
"А я сошла с ума... Какая досада!"©,
В школе я ненавидела писать сочинения,
Doctor Who,
Meta
Никогда не думала о Рори в контексте Марти-Сью.
и не знала что такое слэшВедь все герои в той или иной мере в конечном счете Мери Сью. Любой автор пишет лишь о том, что он знает, что пережил, только отождествляя себя с героем, "примеривая его ботинки" можно создать правдоподобный, последовательный образ. С другой стороны интереснее всего наблюдать за яркими, выделяющимися героями.
Нет, конечно, возможно полностью избавить или, по крайней мере, уменьшить в значительной мере черты Мери Сью в герое, но это не всегда пойдет на пользу повествования. Разным историям нужны разные герои и даже Мери Сью это не всегда так плохо, как кажется, иначе бы они не пользовались такой популярностью.
Но если так посудить, Рори наверное все-таки Марти-Сью, но от этого он не становится менее реалистичным и интересным персонажем
Вообще, мне очень импонирует то, с какой любовью Моффат относится к Рори
Katherine, это чисто технический момент)) Вопрос в реализации. Ведь если не лезть в детали, половину обозначенных выше героев как Мэри-Сью вообще не идентифицируешь. Это некая часть остова, до которой может быть интересно докопаться, но решающего значения она не имеет.
Отличаю Сью от других персонажей, по признаку - экскапизм их авторов не идет дальше - вот тут я обычная Маша и отжаться раз не могу, не говоря уж о драке, а тааам я убила всех пилочкой, потому что было плохое настроение)
Извиняюсь, за то что влезла в разговор)
Хотя, мне кажется, это не столько ближе или дальше, сколько разные направления))
Всегда welcome!
Меня тема Мэри-Сьюизма интересует поскольку я гуманитарий
К первой категории относится, очевидно, Ривер. В наличии имеется и волшебное происхождение, и говорящее имя, и куча супер-способностей, и даже трагическая судьба. Можно брать любой тест на мэрисьюизм и проставлять там галочки - классический случай.
Обзывать Ривер Мэри-Сью - это спорный вопрос. Тонкая грань Мери-Сьюизма проходит по трем координатам: ситуативное всезнайство, отношение других персонажей (восторженно-незаслуженное) и глубина характера. У Ривер есть показная нарочистость, но при этом достаточно глубокий и проработанный характер. Кроме того, все выше приведенные аргументы прямо указывают на то, что образ Ривер построоен по образу архитипического мифического героя. И вот как раз мифический герой - это та же Мери-Сью, только с лучше выписаным характером и взаимоотношения с людьми.
э
По сабжу: а можно поподробнее про Эми, которая не Мэри-Сью? Потому что если с мыслью про Ривер я согласна, с мыслью про Розу и Донну - тоже, но только частично, то Эми я считаю классической Мэри-Сью, которая меня при этом, как ни странно, совсем не бесит. Про нее ведь тоже можно сказать, как про Розу и Донну, что ей повезло, волшебный мир случился, когда к ней в сад плюхнулся на Тардис Доктор. Да еще и эта трещина именно в ее доме. Эми в состоянии разобраться в Тардис и найти там план дома из серии "The Lodger" (казалось бы, откуда?) Она вспоминает Доктора, аж два раза, и возвращает его, именно она становится матерью таймледи, Рори ей верен во всех реальностях и ждет ее 2000 лет, и вообще, местами Эми выглядит явно умнее Доктора, особенно в начале 5 сезона
Я несколько раз наталкивалась в сети на серьёзные статьи и даже авторефераты диссертаций, посвящённых фанфикшну. Я имела в виду, что однозначного, общепризнанного определения термина, вероятно, пока не существует.
Тонкая грань Мери-Сьюизма проходит по трем координатам: ситуативное всезнайство, отношение других персонажей (восторженно-незаслуженное) и глубина характера. У Ривер есть показная нарочистость, но при этом достаточно глубокий и проработанный характер.
Если убрать из рассмотрения отношение автор-персонаж, то да, примерно такое определение и получается.
Но здесь есть два субъективных фактора: незаслуженность восторгов и глубина характера.
Проблема в следующем. Найдутся люди, которые скажут, что Ривер - глубокий, интересный, логично выписанный персонаж. Но при этом всегда найдутся люди, которые скажут, что она персонаж плоский и лишённый всякого внутреннего смысла.
образ Ривер построоен по образу архитипического мифического героя.
Кстати, у Моффата, по-моему, очень многое построено именно на архетипических образах.
Спасибо за профессиональный взгляд!
Пламя Таннэк, в Волшебный Мир)) Либо в иного себя, либо в иные обстоятельства.
Saint_HELLga, извини, не рискну))
С Эми сложно) Возможно, я слишком много о ней думала, но я не воспринимаю её комиксовой героиней. И неуютную мини-юбку она, бывает, одёргивает, и с безграничной преданностью Рори ей приходится научиться считаться. Практически в каждый момент её экранного времени я могу представить её простой соседской девчонкой, несмотря на наличие волшебной Сверх-памяти, которая в её случае всё же является признаком мэрисьюизма.
Волшебный Мир, возможно, спасает её от сумасшествия, но не становится панацеей от всех бед. Может быть, дело ещё и в том, что в её истории уделяется много внимания тому, что однажды придётся вернуться в реальный мир, и тому, что соотношение этих двух миров - довольно непростая штука.
Ещё один фактор - то, что в экранной реальности Эми, как мне кажется, не приписывается никаких выдающихся качеств характера.
Это тот случай, когда мне трудно отделить объективную реальность от своего восприятия
Фанфишен немного это показывает. Жили себе Гарри Поттер и Волдеморт, воевали, убивали враг врага... и магии полно и приключения есть, но автора в мире не было! Уж он то...