На неделе в фейсбуке появился очень важный, по-моему, пост, но ссылка на жж, т.к. в фейсбуке его, гг, временно блокировали.

[...]
В ХХ веке мы пережили несколько больших проектов, связанных с обещанием построить лучший мир и полностью изменить жизнь человечества и само человечество. Самые известные из этих проектов — СССР и Третий Рейх. Вне сомнения, в каждом из них было что-то хорошее – в СССР признавали равные права женщин, а в Третьем Рейхе строили хорошие автобаны – но в общем и целом поколения, жившие во второй половине ХХ века, склонны были считать оба проекта катастрофически провальными. И не просто провальными в смысле, что джинсы в США были лучше, чем в СССР, а в смысле, что эти проекты принесли страдания миллионам людей.
По большому счету большая часть европейской философии и литературы второй половины ХХ века как раз пытается понять – как же так вышло? И один из ответов как раз заключается в том, что обещания светлого будущего ничего хорошего людям не несут.

Поэтому для меня и многих людей старшего возраста любое обещание светлого будущего и рассказ о том, как люди чудесно изменяться, работают как сильнейший триггер. Я перестаю слышать собеседника и видеть волнующие картинки, которые он мне показывает – вместо этого я, как в старой песне, вижу снега наст и слышу шмона гам, сквозь который доносится не голос собеседника, а лай овчарок, вой метели и звуки выстрелов. Потому что для моего поколения ГУЛаг и Холокост – еще не факт истории, а то, что случилось почти что с нами, то, что могло случиться с нашими родителями или, не дай Бог, случилось с нашими бабушкам и дедушками.
[...]
Когда вы говорите «да, конечно, сейчас есть некоторые побочные эффекты, но направление движения верное» — мы слышим «лес рубят – щепки летят» и картина лесоповала стоит у нас перед глазами.

читать дальше


Я хоть и не застала по сути СССР, но и не зумерка, а мои родители ещё сдавали в университете историю партии и ездили "на картошку", и это если не копать дальше, а ведь историческая память, опыт - и травма - передаётся не только в семье из поколения в поколение, но и в культуре.

Даже если я зазубрю лозунги из разряда "cancel culture - это культура последствий", перед глазами всё равно встают отретушированные фотографии и заклеенные статьи энциклопедий, а, когда приличный человек говорит, что свобода слова не такая уж и ценность, мне физически плохеет. И это только полуфизиологические реакции, происходящие из исторической травмы, даже если не затрагивать личные убеждения, которые могут вырасти из специфического исторического опыта.


Даже тэг этот - из песни, которая была написана, наверное, до моего рождения, но живёт во мне памятью - и уже новым опытом - много лет.
И если встретят, ты молчи что мы гуляли по трамвайным рельсам
Это первый признак преступления и шизофрении