ещё про Шерлока
(отсюда)Получается эффект утопания в потоке изображений, звуков и многочисленных канонических связок, которые, кажется, угрожают вот-вот собраться в некую кристально ясную картинку, стоит только потянуть за нужную нить…
Конечно же Карл Пауэрс, тайный ориджин Шерлока Холмса и Джима Мориарти из The Great Game, утонул в бассейне. Самое первое дело эпизода среди множества - утопленник с песком во рту, а знакомство Шерлока с Грегсоном связано со смертью женщины в сауне. И конечно здесь присутствует бассейн, в котором почти тонет Шерлок, и даже больше - целый заполненный акулами аквариум. И конечно последним пристанищем Шерлока Холмса должны были стать бушующие воды Рейхенбахского водопада, его свидание в Самарре, которого он всегда избегал своими магическими трюками. Да и в готических подавленных воспоминаниях Шерлока о Рэдбёрде подозрительно много воды.
[...]читать дальшеЧисто технически, эпизод - вариация Марка Гэтисса на классическую моффатианскую нарративную замену, причем за основу взята вполне конкретная замена - His Last Vow, расследование одной канонической тайны выводит на тайну прошлого Мэри Ватсон, с той лишь разницей, что точка разлома здесь сдвинута на десять минут дальше, отчего эпизод выглядит склеенным воедино тупартером. Сорок минут на Тэтчер, сорок минут на Агру и последствия.
[...]
Смерть в эпизоде существует на пересечении фатума и случая - известным образом внезапна, но если учесть подчеркнутый фатализм притчи про свидание в Самарре и телевизионных историй - предопределена и неумолима. Притча занимательным образом обретает экранизацию в самом эпизоде: сколько бы Мэри ни бежала, в последнем пункте назначения её настигает Шерлок - восточный ветер, оказывающийся причиной её… смерти?
“I couldn’t see what was right under my nose.”
Шерлок - и, соответственно, Sherlock как телевизионный феномен, ведущий диалог со всем пластом шерлокианской традиции - находится в состоянии Вечного Рейхенбаха. Каждый сезон - плюс The Abominable Bride - завершается очередной репетицией падения, которая отсрочивает неизбежное. Каждый эпизод, начиная с The Empty Hearse, содержит в том или ином виде реминисценции о том, как же все-таки он это провернул. И дело не только в завоевавшем поп-культуру клиффхенгере.
Схватка на водопаде и последующее воскрешение - самый иконический момент шерлокианы, сделавший детектива в смешной шляпе, которую он толком не носил, легендой. Практически каждый Шерлок Холмс имеет собственный Рейхенбах в той или иной форме, отчего наш Шерлок определен своей своей способностью обманывать смерть через телевизионные трюки - почти как другой персонаж другого маленького, почти никому не известного сериала.
[...]
Наконец, последний престраннейший кусочек паззла. Идеи Doctor Who Моффата всегда находили своё окончательно воплощение в “Шерлоке”, и традиционная трилогия эпизодов “Шерлока” один к одному соответствует трилогии Клары - Face the Raven/Heaven Sent/Hell Bent, которая в конечном счете история про встречу в Самарре.