Чем дальше, тем сильнее я люблю Hell Bent.
Возможно, одна из причин этого в том, что сюжет и драму в Hell Bent движет не стечение обстоятельств, а именно agency героев, от начала и до конца. И антагонисты - не абстрактная армия далеков, а Рассилон, таймлорды, Мисси... и Доктор.
Это формула моффатовского камерного финала, возведённая в абсолют. (За камерность, хотя и с совсем другим уровнем agency, я люблю The Angels Take Manhattan - круговерть отношений четырёх человек в атмосфере нарастающей безысходности.)
Говорят, то, что все сюжеты в конечном итоге оказываются завязаны на главных героев, делает Хунивёрс Моффата маленьким, но я не согласна. Арка девятого сезона доводит этот принцип до логического финала, когда макгаффином оказываются отношения Доктора и Клары. Я повторяюсь, но мне так нравится эта идея, что я готова повторять её снова и снова.
(Кстати, маленьким Хунивёрс Моффата, по-моему, делает другое: приведение всего и вся к земному знаменателю. Я могу это понять, но, чёрт, Хунивёрс может позволить себе зелёное солнце просто так.)
И до конца не понятно, Клара ли изменила полярность и Доктор с этим согласился, или он сделал это сам.
За это тоже люблю.