полторы тысячи слов и гифки
Эпиграф: «Жить захочешь – не так закувыркаешься» (народная мудрость)
В некоторых кругах сей труд известен как «И рыбку съесть...»
Я говорила, что в “Face the Raven” сюжет в той его части, которая разыгрывала арку, был выстроен хирургически точно. “Hell Bent” попытался дать новое определение хирургической точности, сыграв сразу две единственно возможные развязки для Клары; убив её – и сделав Доктором. (Like a hybrid)
Я всё ещё считаю, что персонажей нужно убивать, и если уж убивать, то убивать, и вообще, не обязательно финалы (женских персонажей) должны быть правильными и справедливыми (вообще, удивительно, что это приходится формулировать вслух, но я такого начиталась, что знаю, насколько бесконечно многообразие мнений и взглядов).
Перешагнув этот дисклеймер, идём дальше.
Хирургически точно – это значит, что жаль, что никто не составил мета-бинго на три последних эпизода.
Хирургически точно – это значит, что пять лет, ПЯТЬ ЛЕТ вместе с Моффатом, и мы всё равно повелись на “Face the Raven”. Чисто сработано. Пять лет вместе, и сквозная сцена в дайнере – с привычной уже американской эстетикой и знакомыми разговорами об историях - держит в напряжении до последнего, потому что все варианты – эхо!Клара, Клара забыла, Доктор забыл – висят в воздухе, и все варианты по-своему болезненны.
Кто-то заметил, что в эпизодах Моффата главная интрига – что это за история?
Это история о возвращении на Галлифрей?
Это история о спасении Клары?
Это origin story Клары.
И origin story Доктора.
Мне ужасно нравится, сколько в последних двух эпизодах недосказанного, оставшегося за кадром, необъяснённого, неоднозначного, которое стало предметом самой разной рефлексии – от почти математических выкладок по принципам работы Замка (их, конечно, нет, но задача не становится от этого менее интересной) до вечных зеркал и попыток расплести все нюансы отношений и мотиваций.
(Хуффальди-фансервис настолько открыт для интерпретации, насколько это вообще возможно.)
Молчание здесь имеет не меньший вес, чем слова. (Молчание – это возможность, это кленовый лист).
И стёртый отовсюду, кроме памяти Клары, их разговор в подземельях – самое чистое проявление молчания – молчания автора. Доктор этого не помнит – и не может рассказать. Это раз. Это можно интерпретировать как угодно, но при этом никуда не деться от знания о том, что именно в этом шоу никогда не говорят вслух. Два. Многократно повторённое: отношения между Доктором и спутницей – это то, на что в нашем языке всё равно не хватит слов, это duality, это гибрид. Три.
(Вариант тропа «камера отъезжает на камин» для самых маленьких - это четыре.)
(Заклинившее, дурацкое duty of care – до боли неуклюжая попытка облечь в слова то, на что слов не хватает, то, что Доктор не может выразить никак иначе.)
В арке 9 сезона на самом деле нет никакой страшной тайны, которую можно было бы собрать из загадочных, но редких и как будто случайным образом разложенных по сезону ключей.
Пророчества никогда не будут точны. В мире путешествий во времени пророчество – это миф, ушедший в прошлое, а не в будущее. Теоретически Гибридом может быть и Ми, и Доктор (шутка про half human хороша), но это не так уж важно – оказаться на руинах Галлифрея проще, чем кажется.
Гибрид – это не какой-то макгаффин. Гибрид – это всего-навсего отношения главных героев. Мне, кажется, никогда не надоест повторять: сюжетная и эмоциональная арка 9 сезона – суть одно, и осознание этого – главный твист финала.
И сразу всё в сезоне встаёт на свои места, и сразу понятно, зачем всё это было и почему это было именно так. Я заглянула в свой отзыв на первый эпизод, после которого я осталась, среди прочего, в лёгком недоумении, потому что отдельные кусочки мозаики упорно не хотели складываться в общую картину, и увидела, что теперь мозаика сложилась. (Первая двухсерийка к тому же в нескольких местах красиво параллелится с финалкой, начиная от Доктора, чей “последний день” длится, пока он не решит, что пора. И 9 сезон – от Скаро до Галлифрея.)
«Доктор Кто» - это сериал о расставании, а “Hell Bent” ставит эту тему в самый свой центр. Как расстаться? Зачем расставаться? Как расстаться, если расстаться необходимо? Как расстаться, если расстаться невозможно?
Сюжет отходит на второй план, уступая место характерам и отношениям. В общем-то, здесь отношения и есть сюжет. “Hell Bent” – откровенно разговорный, особенно для грандиозного финала (и выглядит совсем камерным даже на фоне других финалов Моффата, которые в конечном итоге зачастую сводятся к разговору нескольких персонажей), и какой-то очень прозрачный по структуре. От акта к акту меняются локации, темп действия, и даже ритм диалогов.
В пустыне Доктор молчит, и это страшно.
В Цитадели Доктор говорит мало и весомо, и это страшно.
В подземелье Доктор начинает болтать, как только он умеет, и это страшно.
Всё это время он на грани безумия.
На Галлифрее Доктор одинок.
Ему по большому счёту никогда не было там места, но сейчас он возвращается домой, в спасённый им мир, и ему некуда пойти. Ему не к кому пойти.
У него есть только сарай в пустыне, к которому приходят простые галлифрейцы с лицами жителей Минас Тирита.
Для Доктора Война Времени была много веков назад, но для Галлифрея она закончилась совсем недавно и ещё свежа в памяти. Если задуматься, это довольно жутко: в нашем таймлайне от «Розы» до «Дня Доктора» - последний день Войны Времени, и всё это время Доктор идёт вперёд, но какая-то его часть остаётся на месте.
Всё перевернулось: теперь в большой вселенной Доктор – простой путешественник, passing through, helping out, learning, но на Галлифрее его имя имеет вес, он – легендарный воин, которого страшатся и уважают, он – тот, кто победил в Войне Времени, (Викториус).
Без ТАРДИС и без Клары он не чувствует себя Доктором – вот что нам рассказал “The Witch’s Familiar”.
Есть Доктор и Доктор, Доктор как личность и Доктор как обещание.
Когда Доктор стреляет в Генерала, на это тяжело смотреть. Доктор – и оружие. И ведь Генерал ему не враг, но встаёт у него на пути. Как и Охила. (Everyone is a bit of both. Everyone is a hybrid.) У того, что Доктор перестал ощущать моральную ответственность за судьбы вселенной, есть и обратная сторона.
Мы снова возвращаемся к тому вопросу, который оставила “The Girl Who Died”: если Доктор (тем более – Двенадцатый) никогда не сдаётся, то где та черта, за которой он должен сдаться? Где та черта, за которой Доктор должен смириться, принять, отпустить? All the skies of all the worlds might just turn dark, if he ever, for one moment, accepts it? Где надежда становится опасным самообманом?
Где кончаются “Огни Помпеи” и начинаются “Воды Марса”?
Не так уж важно, рухнет ли вселенная, если Клара не вернётся на своё место перед вороном, - это только предположение. Важно, что Доктор пойдёт на всё ради Клары, и она пойдёт на всё ради него. И тогда, возможно, однажды вселенная всё же рухнет.
(Отличный план, Мисси! Отличный план!)
Трагедия в том, что Клара делает его Доктором, но из-за любви к ней он перестаёт быть Доктором. Friend inside the enemy, the enemy inside friend.
И он всё понимает. И, думаю, осознаёт, что забыть в любом случае придётся ему – это единственный способ спасти Клару и остаться Доктором.
И он знает, что она сбежит в ТАРДИС, и в последние мгновения просит её быть Доктором.
Never be cruel and never be cowardly, and if you ever are, always make amends.
Она, прощаясь по-своему, попросит его о том же.
Доктор забывает – и это ужасно больно, потому что you are all I ever remember. Потому что потом начинаешь вспоминать, что Клара – это спуск потерявшего семью Доктора с облака, это Трензалор, и спасение Галлифрея, и снова Трензалор, и am I a good man, и путешествие в ад, и beyond the folding of your smile is there other kindness, и how are you going to win. И во всём этом – то, какой она была.
Клара-в-его-голове потеряла лицо.
Два с половиной сезона Доктор и Клара двигались навстречу друг другу, прорастали друг в друга, становились частью друг друга и единым целым. Чем больше Клара становилась Доктором, тем больше Доктор становился Кларой. Оказавшись отрезаны друг от друга, они уносят с собой очень многое, принадлежавшее другому.
Клара-в-его-голове окончательно становится его частью, даже если он больше не осознаёт её как Клару.
Суфле – это рецепт.
We are all stories in the end.
Деконструкция образа спутницы продолжается: Клара задаёт вопросы уже не как учитель, но чтобы обрести контроль над ситуацией. Она не остановится, пока не будет понимать, что происходит, и тогда сама решит за себя.
И всё заканчивается инверсией “Journey’s End”, и Клара снова немножко Десятый. Мем Clara Who, который зародился как своеобразная критика шоу и мелькнул мета-шуткой в финале 8 сезона, здесь становится больше, чем шуткой. И оказывается, что он всегда был своего рода лозунгом и обещанием.
Клара умерла и Клара регенерировала (ей ещё в 8 сезоне было позволено быть двойственной – привилегия Доктора). Клара украла ТАРДИС и сбежала. (Ми пришлось прожить вечность, чтобы быть допущенной в ТАРДИС, и, сбежав из заключения в прямом порядке времени и пространства, она на глазах сбрасывает тяжесть прожитых лет.)
(Так вот вы какие, моффатовские женщины.)
Такая развязка застала врасплох в первую очередь потому, что в неё просто невозможно поверить. Её можно было угадать идейно, но поверить? Это смелое нарушение всех внутренних правил шоу, и нарушение их в неожиданном направлении, и эта смелость делает финал ещё более прекрасным.
Клара и Ми стоят у консоли, их ТАРДИС болтает в полёте, и они смеются – один из самых счастливых моментов, каким бы ни был контекст.
Клара-фрактал. Она второй раз превращает себя – в бесконечность. Она прыгнула во временной поток Доктора – и отразилась в нём множество раз. Она разделит последний удар сердца на множество дней.
Помню странное ощущение нового начала в несколько дней между «Временем Доктора» и началом съёмок 8 сезона, о котором мы тогда не знали почти ничего: арки закрыты, завязки развязаны, новый Доктор начинает с чистого листа.
Так и сейчас: Доктор в ТАРДИС с новой отвёрткой и готовностью к новым приключениям, а Галлифрей спрятан в конце вселенной, если надо – близко, если надо – далеко. Рождественский эпизод поставит какой-то знак препинания в истории Ривер.
Это действительно могло бы быть концом эры, и я верю Моффату, когда он говорит, что мог уйти после 9 сезона. На удивление, ящик с игрушками остался бы после него в чистоте и порядке.
Но, так или иначе, 10 сезон может начать всё с начала (в очередной раз).