читать дальше
Меня до сих пор потряхивает, а иногда в ушах начинает звучать музыка и я забываю дышать.
Фандом скандирует: "Бафта!" Фандом скандирует: "Хьюго!"
Тебе бафта, и тебе бафта, всем бафта!
Это же выдающаяся работа сразу стольких людей... Рэйчел Талалай может всё, Мюррей Голд воспрял ото сна и перепрыгнул Doomsday, This is Gallifrey, Vale Decem и I am the Doctor, Моффат копнул глубже в своём ящике с игрушками и инструментами и вылез на другой стороне, от Капальди невозможно отвести взгляд. Тардис снята так, что иногда видишь её как в первый раз. (Это особый челлендж - снимать ТАРДИС по-новому. Жутко представить, что ещё недавно декорация была не на 360 градусов...). Свет, звук, декорации. Потрясающий финальный монтаж, пробирающий до костей, и эта технически идеальная штука делает так больно, что кричишь в экран: "Хватит! Прекратите его мучать!"
Это моффатовская история в том смысле, что в ней есть столько открытого, столько идей, которые задеты по касательной и отпущены. Мне кажется, где-то ждёт своего часа эссе про лилии, и эссе про шестерёнки в занавеске, окружённые мухами, и эссе про пастушка, и, конечно, о замке горя (и о чёртовом внутреннем Азкабане)...
Но при этом история держится на крепком стержне, и даже временная петля не совсем временная петля, это новый вид moffat loop.
Колокольчик фарфоровый уже написала о многом из того, о чём я хотела сказать. Что что-то обсуждалось, а что-то витало в ноосфере, и здесь воплотилось в полной мере (значит, попали).
Видимо, предопределённость - действительно одна из центральных тем этого сезона. О ней писали после первых эпизодов: Доктор не может не спасти маленького Давроса, потому что он - Доктор; bootstrap paradox. Клара в Face the Raven с самого начала идёт навстречу смерти, потому что она - Клара. Идентичность определяет выбор определяет будущее. Выбор определяет идентичность. Характер определяет судьбу.
Доктор на каждом круге повторяет одни и те же решения, одни и те же действия. Из этой петли нет хитрого выхода, и разорвать её нельзя - только пробить стену.
Мы только на прошлой неделе обсуждали, как Клара в каком-то смысле стала частью Доктора, - и вот она в его голове, задаёт нужные вопросы, заставляет двигаться вперёд, когда он опускает руки. Даже после смерти Клары в ней продолжается деконструкция роли спутницы. Функция спутницы - задавать вопросы. Но и функция учителя - Учителя - задавать правильные вопросы.
How do you win?
Мисси считает, что он просто всегда уверен в победе.
В каком-то смысле это верно.
Но не совсем.
If you think because she is dead, I am weak, then you understand very little.
It's the only way. I have to be strong.
Непривычно видеть Доктора в первую очередь сильным.
Это эпизод, в котором хочется увидеть самые разные пары героев, но только представьте в этом аду Десятого. Представьте в этом аду Одиннадцатого.
Двенадцатый, поняв, что нет другого выхода, будет вечность биться в стену и умирать. (День Доктора, Ночь Доктора, Время Доктора)
Чтобы выжить.
Чтобы отомстить.
Чтобы узнать правду.
Чтобы победить.
Чтобы вернуться домой.
A hell of a bird.
Это чувство, когда после всей боли видишь оранжевое небо - и накатывает ужас, ярость, восторг.