А когда стало модно активно хейтить "Шерлока"?
читать дальшеКогда фандом "Шерлока" обернулся против "Шерлока", идентифицировать более-менее можно: не позднее, чем перед вторым сезоном, когда появилась первая информация об Ирэн в сериале. Я недавно нашла у себя ссылку на одно из обсуждений... То есть, было три эпизода доброй воли. Сильно.
Про третий сезон можно и не говорить, реакция фандома на него ещё свежа в памяти.
Но фандом - это фандом, а когда то же самое произошло с более широким кругом зрителей? С casual viewers, которые не в фандоме, но и не совсем случайные люди?
Я просто сегодня зашла на BMD в комментарии к трейлеру "Шерлока", и слишком поздно поняла, что не стоило этого делать. Потому что 95% комментариев были в диапазоне от презрительного "Неинтересно" до яростного "Моффат, @#$%, опять своими грязными лапами...". (Моффат был, разумеется, единственным криэйтором, упомянутым в обсуждении "Шерлока". Марка Гэтисса не существует. Он - фантомное порождение больной фантазии Моффата. Разговор, впрочем, не об этом.) Даже с двухлетними хиатусами время летит быстро, и я хорошо помню, когда "Шерлок" был любимцем публики всех мастей. Он и сейчас регулярно появляется в цивильных и не очень новостях (не как ГП, где из каждого второго твита Роулинг делают новость, но всё же), но общее отношение к нему принципиально иное. (С Камбербэтчем, кстати, та же история. Никого человек не трогал, работал, а любовь плавно переросла в отторжение.) Когда же произошёл перелом?
Действительно ли проблема в третьем сезоне, который заклеймили пустым фансервисом и другими менее печатными синонимами и который не оправдал самых разных ожиданий? Так ли это было? Зритель, увидев мета-заморочки "Пустого катафалка", вдруг прозрел и либо отбросил прежние заблуждения (да, откат "Шерлок всегда был говном, я просто этого не видел за блёстками и мишурой" тоже случается), либо вынес вердикт "Уже не торт"?
(Мне по прошествии времени третий сезон стал нравиться даже больше. В нём нет откровенных провалов, а финалка вообще кажется выдающейся.)
3х01 часто всплывает как поворотный момент. Но мне нравится думать, что дело не в нём, и даже не совсем в долгих хиатусах, которые неизбежно вели к несбыточным надеждам. Дело в Рейхенбахе.
Этот Рейхенбах каким-то образом оказался слишком травматичным и слишком недостижимым. После него ничего не могло быть. После него были рассчитанные до сантиметра теории, записки в телефонной будке у Бартса, целый поджанр фанфикшна "пост-рейхенбах"; была рефлексия. И ничего быть не могло. Только пустота.
С момента окончания первого сезона "Шерлок" - жертва собственного успеха. Будь первый сезон менее великолепным, менее популярным, и "Шерлок", может быть, остался бы нишевым британским детективом. Сезоны выходили бы раз в год или полтора. Представьте себе альтернативную вселенную, где "Шерлок" - не event television.
Будь "Шерлок" менее популярным, у него не было бы такого сумасшедшего фандома, над ним не висела бы атмосфера постоянной истерики, а люди за пределами фандома не соотносили бы свои реакции и комментарии с его существованием и мнением.