home, the long way round
читать дальшеСложно мне с тупартерами.
Друзья и враги. Друзья, которые идут против тебя. Враги, которые спасают тебя и которых спасаешь ты.
После ответа на "Am I a good man?" в финале 8 сезона стало легче. На решения Доктора можно смотреть не как на определяющие судьбу Вселенной, не как на некий абсолют, по которому нужно мерить всё остальное, не как на окончательное решение вопросов добра и зла - и тут же его поступки становятся очень личными, приобретают другое значение; он получает право на сомнение с маленькой буквы, право на ошибку. То, как он поступит с маленьким Давросом, не решит судьбу вселенной, и даже судьбу Доктора не решит раз и навсегда. И поэтому оно как-то кристаллизуется и делается яснее.
Блеф и проступающая сквозь него искренность. Как в первой части Мисси незаметно пересекала эту черту, так и здесь - Доктор и Даврос. Они играют, но слишком много проговариваются, чтобы поверить в игру до конца. Магический момент их смеха.
Снова квадрат - Даврос-Доктор-Мисси-Клара. Один из моих любимых моффатотропов - замкнутые системы из нескольких персонажей, которые искрят и пружинят друг об друга, проверяя и переоценивая свои чувства друг к другу.
С Кларой в далеке - это была жестокая шутка. Флэшбеки у зрителей, флэшбеки у Доктора...
Кстати, что всё-таки больше выбило Клару из колеи - далеки или Мисси? Сначала Мисси, потом ощущение беспомощности? (В какие-то моменты Мисси настолько похожа на Доктора, что Клара совершенно забывается. В какие-то моменты Мисси настолько восхитительна и притягательна по-своему, что Клара совершенно забывается. Тем больнее каждый раз падать (pun intended).)
Клара как спутница Мисси - о, даже я бы посмотрела. Это был бы интересный... жанр.
Доктор не будет слушать Мисси, но и не тронет. Не знаю, как может сердце не пропустить удар на "Missy, run!" Не глядя. И ведь повторяет. Это противоречие, это сложное сочетание чувств пока не отрефлексировано, но оно есть.
Вся история с канализацией - логичная и точная, и развязка ложится правильно. (Доктор и Мисси просекают её в одном направлении, абсолютно совпадают в этом понимании.) Я, наверное, впервые так хорошо осознала и поняла далеков и Давроса. До этого аллюзии на фашизм я воспринимала как нечто больше проговоренное, чем воплощённое в нарративе.
Сюжет показался немного предопределённым, разыгранным по нотам, даже твисты как-то экстраполировались. .frau Martha интересно заметила, что это своего рода рок в мире без рока, неизбежность, которую определяет не судьба, а то, что иначе - лучше ли, хуже ли - поступить нельзя, потому что это будет изменой себе. Так Доктор остаётся Доктором, а Мастер Мастером, и вместе им не сойтись.
Куча всяких придумок утонула в темпе, драме и глобальном сюжете, утонула по-хорошему; теперь несколько пересмотров вылавливать. (Шутка про стулья останется в веках.)
Двенадцатый по-прежнему кажется мне менее интересным, чем в прошлом сезоне. Забавно: обычно первый сезон нового Доктора пишут наиболее generic и наименее характерным, а потом подстраиваются под какие-то индивидуальные черты и фишки. С Двенадцатым пока получается наоборот.
Но, ох, как эффектно он - не сомневается даже, а просто думает. Всем телом.
За арку пока не скажу. Что Даврос, что Мисси занимаются бессовестным фанбейтингом, и я даже не знаю, на что купиться. А с Кларой вообще всё выглядит как foreshadowing.