В "Эре Альтрона" как будто сидят два фильма: почти превосходящий первую часть и, ну, эээ.
Спойлеры, бессвязно
Начну с плохого.
Экшн в "Эре Альтрона" монотонный как порнография.
Я всё пыталась понять, что же с ним не так. Мысленно выписывала в столбик экшн-сцены первых "Мстителей" и "Зимнего солдата". Сравнивала. И для себя нашла ответ.
В "Эре Альтрона" драки однообразны и чрезмерны. Это в первой сцене Мстители против статистов и дальше - Мстители против армии одинаковых роботов, раз за разом, и ничего не меняется. Как-то даже жуть берёт.
В первых "Мстителях" драки разные по количеству и составу участников, по тому, что стоит на кону - не знаю, как адекватно перевести на русский stakes. Сцена с Наташей и русскими бандитами в самом начале; драка между Тором, Стивом и Тони за Локи; атака на хэликэрриер (это масштабное сражение, которое раскладывается на небольшие, понятные, очень разные отрезки: Наташа против Халка, Наташа против Клинта, побег Локи + смерть Коулсона + падение Тора, Стив и Тони, отстреливаясь, перезапускают двигатель); и только потом появляется гигантская армия одинаковых читаури, но Битва за Нью-Йорк, во-первых, действительно интерпретируется как мироизменяющая, а, во-вторых, тоже по большей части аккуратно фрагментируется.
Из "Зимнего солдата" в память врезались драка в лифте - короткая, камерная и яростная, и погоня за Фьюри - абсолютно ясная и невероятно напряжённая.
В "Эре Альтрона" есть хорошие драки. В первую очередь, это, по-моему, две драки в Башне. Первое столкновение с Альтроном после вечеринки, когда все выходят на него практически с голыми руками. Супергерои, которых застали врасплох в собственном доме. Замкнутое пространство, минимум действующих лиц, чёткая цель - устранить определённую опасность. Но была ещё и вторая драка в башне - совсем короткая, буквально секунды - перед созданием Вижна. Свои против своих. Тихо, отчаянно, messy. По крайней мере, именно такой я её запомнила. А в остальном - армия роботов, армия роботов, армия роботов.
Очень жаль, но драка Халк против Халкбастера не работает. Почему? Во-первых, она не кончается. Она идёт, идёт, идёт, и потом всё, хватит. В ней (как и во многих других) есть набор последовательных событий, но нет динамики. С началом там тоже сложно: мы не видим, что и как Ванда показала Брюсу. В итоге, при том, что там совершенно очевидна драматическая подоплёка, она не работает!
Во-вторых, это, кажется, самый яркий пример конфликта этого фильма с самим собой. Это практически случай "Кингсмен", когда фильм пытается have cake and eat it: здесь проговариваемый комментарий на тему destruction porn (от которго после "Человека из стали" никуда не деться) сочетается с явным наслаждением этим самым destruction porn. Возникает ощутимый диссонанс, который никак не разрешается.
В результате, на всей этой сцене большими буквами написано "МЫ ПРОДАЁМ ИГРУШКИ".
Драка на корабле просто довольно скучная. К тому же, манёвр с галлюцинациями уже второй раз кажется недоигранным.
Драка в Сеуле запоминается сошедшим с рельс поездом, напоминающим об одном из фильмов о Человеке-пауке.
Финал, в общем-то, показался мне изобретательным: оторвать кусок от Земли и долбануть им по Земле, чтобы человечество эволюционировало или сдохло? Ок, считать. Это прикольно. Но это ещё надо расслышать - мотивация Альтрона в течение всего фильма ощущается довольно расплывчато.
В принципе, здесь почти получилось: довольно ясно, что происходит - вывести гражданских, защитить макгаффин. И всё же сумбура избежать не удаётся.
Из удивительного положительного: появление Фьюри на хэликэриере не ощущается как бог-из-машины. Не знаю, почему.
В сюжете есть, кажется, две бессмысленные петли, которые туда прилеплены исключительно как задел на следующие фильмы: африканский кусок как отсылка к "Чёрной пантере" и линия Тора как отсылка к "Рагнарёку". Они пожирают ценное экранное время и на выходе дают ничего, действие провисает.
Ещё одна, как мне кажется, серьёзная проблема, - конфликты, которые разрешаются сами собой, через третьих лиц (окей, через Альтрона).
Противостояние близнецов Мстителям: Альтрон хочет уничтожить мир? - окей, все обиды забыты. Там определённо есть подходящие моменты для этих драматических поворотов, которых мне остро не хватило.
И ещё более важное: Тони Старк и даже Брюс Бэннер в этом фильме - злодеи. С этого всё начинается. И ничем не заканчивается. Это ключевое противостояние просто переносится в физическую конфронтацию с Альтроном.
"Мы докажем Альтрону, что он не прав", - говорит Капитан Америка.
?????
???????
В общей картине получается, будто к завязке "Гражданской войны" прилепили какую-то generic развязку. Или приквел "Гражданской войны" свели к хоть какому-то промежуточному финалу.
Эллард вот пишет, что это история не о том, а об изменении и обновлении. О том, что герои приходят и уходят. О том, что будет новая команда Мстителей.
В общем-то, это как раз объясняет, почему здесь нет какого-то катарсиса, почему остаётся чувство неполноты: в первом фильме команда собралась, а во втором - её не стало. Просто потому, что такова жизнь, движение из прошлого в будущее.
Во второй раз я почти примирилась с наташиной линией. Я почти согласна на внезапный ангст о бесплодии (но куда и зачем подевались гораздо более уместные запасы ангста из "Зимнего солдата"?). Хотя диалог между ней и Брюсом на ферме по-прежнему кажется каким-то tone-deaf и дико топорным (вот текст, который задаётся важным вопросом "ЭТО ВООБЩЕ ЧТО БЫЛО?!").
Что понравилось: шикарный (и до "Зимнего солдата" вообще не существовавший) бротп Наташи и Стива сохранили. Если в "Зимнем солдате" акцент был на том, насколько они друг другу противоположны, то здесь - на то, сколько у них общего. В конце они собирают новую команду, не имея другой жизни и не надеясь на неё.
И важный момент выбора, когда она сталкивает Брюса с обрыва. На первый взгляд этот эпизод кажется меньше, чем он есть, но в нём-то и решается всё. "Когда ты начнёшь мне доверять?" - спрашивает она раньше. Хаха.
(Давайте скажем дружное "нет" origin story Чёрной Вдовы. Ещё раз такая смесь клюквы и клише - и я поломаюся.)
Мне понравился фон Штрукер, и даже обидно, что его было так мало. Я бы не отказалась от такого злодея: в нём есть харизма и какая-то настоящесть.
Так сложилось, что МАРИЯ.
Вообще, там, наверное, много прекрасных деталей обо всех, но, пока я внимательно следила за Марией, углядела вот такую: в конце вечеринке, в сцене с молотом, она сидит босиком, сбросив туфли (в этом фильме её в основном одевали в ужасно неудобные туфли и узкие юбки). А потом - после первого сражения с Альтроном, в лаборатории - вытаскивает из ступни осколки.
(Марию Хилл пишут настолько all over the place, что приходится выстраивать очень хитрые хэдканоны, чтобы это оправдать. В общем, сижу в хэдканонах. Сижу.)
Мне снова понравилось, как красиво, точно и по-разному сняты насланные Вандой галлюцинации. Не понравилось, что они имели не слишком серьёзный драматический эффект. Как-то за них взялись, а потом бросили. Неиспользованный потенциал, имхо.
И, конечно, невероятно красивая последняя сцена Альтрона и Вижна. Очень-очень тихая. Странная. Рождение Альтрона - и смерть Альтрона - показаны странно и поэтично.
Как-то опять ругань перевесила Просто там было интересно докопаться, почему те или иные моменты для меня не сработали. На кп будет 8/10.
Выводы: а) я сошла с ума и написала два рассудительных поста про "Мстителей"; б) это невозможно было изложить, не сбиваясь на английский.
Доброй ночи.