Amy Benson
Логан лежит на дне залива и по-прежнему очень старается не волноваться (с)
На тумблере был такой пост - This is it. This is how I become a supervillain. Я думаю о нём чаще, чем следовало бы.

Однажды, когда мы были маленькими, lethnie бросила кошку в бак с водой.
(Кошка выпрыгнула.)


Это была история о превращении Шерлока в настоящего человеческого мальчика.

Сложно писать про такие эпизоды, где часть хочется развидеть, а часть катком проходится по эмоциям. The Final Problem эмоционально выпотрошила меня, но что за хрень была там в середине? И как соединить это в одно цельное впечатление? Если немного оторваться от Моффата, то вот пример - я молюсь на третий акт Rogue One, но всё то, что было до него, не даёт мне хоть как-то говорить о фильме в целом. К счастью, в The Final Problem процент того, что мне нравится, больше. И она по-настоящему выигрывает от сериального формата в целом и сезона, позиционируемого как три полуторачасовых фильма (а не один многочасовой фильм), в частности. Она работает как итог предыдущих двенадцати эпизодов - и при этом существует в каком-то своём диком, странном жанре. Все серии 4 сезона - это сделанное с любовью и очень разное жанровое кино с сумасшедшинкой, душой и бездной (чёрной воды) за пазухой. В финале всё это выкручено на максимум, иногда в ущерб здравому смыслу.

В "Шерлоке" теперь есть тюрьма для суперзлодеев. Что логично при наличии там суперзлодеев. У Шерлока довольно занятная rogues gallery: Мориарти, Магнуссен, Смит, а теперь и Эвр не помещаются в приземлённом детективе. Шерринфорд в каком-то смысле символ жанра.

Квест по убивающему замку (да, ещё один!), мне кажется, очень слабо написан. Вариации на тему проблемы вагонетки неубедительны до такой степени, что на это как-то неловко смотреть.
Очень сильные смешанные чувства вызвала сцена с Молли. По идее она очень хороша. Трудно придумать лучший (и неочевидный) способ показать и зрителю, и Шерлоку, насколько Шерлок изменился, чем бросить его в неоднозначную ситуацию, в которой намешаны сложные чувства, и заставить его действовать холодно и точно, причиняя боль дорогому ему человеку. И когда я думаю о ней вот так, она мне очень нравится, но посмотрев эпизод в первый раз, я возмущённо назвала эту сцену самой слабой во всём сериале. Она очень хорошо задумана, и тем обиднее, что она не работает так, как могла бы. Ей не хватает - ха! - эмоционального контекста. Пренебрежение 4 сезона к второстепенным персонажам сыграло с ним злую шутку.
(Или, может быть, я слишком привязана к Молли.)

Что уж говорить о второстепенных персонажах, когда даже Джона в этом сезоне зачастую писали так, что многое приходилось додумывать. Я не против в этом покопаться, пойти и начитаться мет, но очень обидно, что его арка не зазвучала так, как могла зазвучать.
Мэри-сторителлер - очень моффатовская вещь, но она неуместна на этой позиции. То, как с ней обошёлся 4 сезон, - тема для отдельного разговора.
Зато додали Майкрофта, додали так, как никто не ожидал. И Гэтисс хорош, чертяка.

Сцена со стеклом понравилась сразу на трёх уровнях.
Во-первых, то, что внимание Шерлока настолько поглощено Эвр, что он не видит того, что - чего нет - между ними. Можно, конечно, сказать, что Шерлок и Майкрофт для удобства сюжета глупеют, но можно и объяснить это обрушившимся на них шквалом эмоций, с которыми в этом случае не так просто справиться.
Во-вторых, игра с четвёртой стеной, напоминающая сцену во 2 сезоне "Мистера Робота", где зрителя буквально просят поискать на экране что-то подозрительное. "Смотри!" - повторяла Эврос, и я утыкалась носом в экран, мучительно вглядываясь в неё и в её чёртову скрипку, пытаясь понять, чего не замечаем мы - и Шерлок. Их прикосновение заставило меня вздрогнуть.
В-третьих, просто прикольно, что очередная тюрьма со стеклянной стеной оказалась тюрьмой без стены.

А в сцене с гранатой было столько сердца, что её тяжело пересматривать. Не могу толком сформулировать, почему эта сцена, в которой зрителю в общем-то ясно, что всё благополучно разрешится, в которой никто не повышает голос, не двигается, не открывает свои самые сокровенные чувства, имеет такой эффект. Холодный расчёт, полуулыбки и почти неразличимое тепло в глазах.

Девочка в самолёте, с первых кадров очень похожая на Шерлока, снята нагло, так, что в какой-то момент веришь, что она настоящая. Я видела предположения, что, может быть, было бы лучше сделать этот твист аккуратнее, с одной актрисой в самолёте и в флэшбеках. Да и шутки про "Крутое пике" очень смешные. Но в тот момент, когда Шерлок приходит в себя на столе, а звонок всё ещё продолжается, и вроде бы давно уже ясно, что самолёт никак не посадить, и вообще он уже должен бы упасть, происходящее превращается в жуткий ночной кошмар, в который проваливаешься снова и снова, безнадёжно пытаясь взять под контроль абсурдную, невозможную ситуацию.

Очень грустная история Эвр.
Она - как негуманоид, рептилия на совсем другом уровне, чем Шерлок и Майкрофт, с ней невозможно установить контакт, а, установив, нельзя быть уверенным, что это действительно произошло. Но и с её стороны это тоже невозможно. Шерлок - её единственная надежда.
(Human connection как недостижимое чудо - ещё один привет "Мистеру Роботу".)
Эвр - одинокая, потерянная, безжалостная психопатка. Эвр, которая хочет, чтобы с ней играли в её жестокую игру - и хочет, чтобы её услышали. Эвр, майнд пэлэс которой - падающий самолёт, где все кроме неё мертвы.
Происходящее - и месть, и жестокая игра, и крик о помощи, и эксперимент; призрачный шанс понять, установить связь с внешним миром, обрести контекст.
Шерлок и Эвр заговаривают через музыку, где не обязательно должна быть граница между точностью и красотой, между логикой и чувством.

(Музыка оказалась полноценной частью истории; здесь не жалеют художественных средств, и в этом тоже есть симпатичная мне наглость. Музыка _говорит_. Финальная тема Who You Really Are со спорящими скрипками вынимает душу не хуже Vale Decem.)

Граница оказывается размыта везде. Выбор между разумом и сердцем, как и выбор между семьёй и друзьями, оказывается ложным, надуманным. Одно есть важный контекст другого.

В убивающем замке, который призван по закону жанра расчеловечивать героев, из них лезет человеческое.
Моффат и Гэтисс бесстыдно ищут человеческое даже в рептилиях и психопатах.

Несмотря на условность сюжета, он ведёт к закономерному финалу - Шерлок побеждает человечностью. Четыре сезона Шерлок, когда-то объявлявший себя социопатом, потому что это было удобнее, проще, открывал в себе человечность. Просто в какой-то момент он обнаружил себя окружённым людьми, которым он дорог, и что они почему-то дороги ему, и научился не только брать, но и отдавать. Конечно, на последнем этапе квеста именно человечность должна была стать его главным оружием.
Это снова тот твист, где макгаффина нет (как стекла в клетке), он оказывается чувствами, и отношениями, и людьми (привет, Гибрид!), и, чёрт, как же я его люблю.
The Final Problem is being human.
Шерлок-сердце.

Во всех сезонах "Шерлока" так или иначе отражается Рейхенбах, но здесь история о тёмной воде и смерти почему-то имеет светлый финал.


P.S. Через несколько лет диски начнут приходить Рози.

@темы: В школе я ненавидела писать сочинения, Sherlock, Meta, Сериалы, God save the Queen!