Дайри умерли, а я ещё нет.
О, "Евгений Онегин" от Metropolitan Opera!



Ещё год назад я бы не поверила, что можно получить столько эмоций от оперы. А сегодня - сжимала кулаки от исходящего от экрана напряжения.
Я впервые задумалась о том, что "Евгения Онегина" невозможно экранизировать таким, какой он есть. Потому что главный его герой - Пушкин и всё, что он видит вокруг, а какая бы то ни было история скорее вторична. Так и получается ироничная "энциклопедия русской жизни". Но, если отбросить автора с его хиханьками и лёгким стихом, остаётся довольно простая и ясная история, которую можно крутить и так, и эдак, но, скорее всего, в сторону трагедии.
Меня приятно удивило, что опера начинается, как история Татьяны. (Всякая нелюбимая девочка мечтает быть Татьяной и стать Татьяной.) Это она - героиня, которая сталкивается с выбором. Это ей приходится принимать решения (и взрослеть). И эти решения - не только про любовь. За ними проглядывает кое-что другое.
Через всю историю, как мне показалось, проходит идея столкновения грёз и реальности, настоящего и фальшивого. И всё это страшным образом переплетается между собой, но, меняя стороны, конфликт переходит из сцены в сцену. Вот у Татьяны в руках роман - а няня рассказывает, что, когда она выходила замуж, они и не слыхали о любви. Вот она выслушивает холодную отповедь романтического героя Онегина. Вот юный поэт Ленский потрясён тем, как Ольга, его небесный ангел, напропалую флиртует с Онегиным. Онегин здесь - стихия, воплощение конфликта, демон реальности, об которого так или иначе убиваются остальные герои (Ленский - успешно).
После убийства Ленского, реальность обрушивается уже на Онегина - и он бежит от неё, пока не возвращается в Петербург, где его теперь встречают как странного, сумасбродного человека. Теперь это его конфликт, а Татьяна - реальность, с которой ему приходится столкнуться. И он разбит. Он пьёт, он падает, он цепляется за её подол. Не верьте драматичному постеру - Онегин в финале жалок. И хотя мизансцена и текст зеркалят произошедшее в начале спектакля с Татьяной, Онегину, в отличие от неё, не удаётся сохранить достоинство. Он повержен. А Татьяна остаётся органичной и верной себе от начала и до конца - и когда решается на объяснение, и когда оказывается отвергнута, и будучи замужем за нелюбимым человеком.
P.S. В финале Татьяна появляется - брюнетка под снегопадом в тёмном наряде с турнюром, и вызывает определённые ассоциации, уж не знаю, вложенные постановщиком в оперу или Джо Райтом в мою голову.
P.P.S. Очень странные ощущения, когда в интервью исполнителя роли Ленского приглашают разъяснить отношения между такими разными Онегиным и Ленским.


@темы: В школе я ненавидела писать сочинения, Кино

Комментарии
30.10.2013 в 08:53

Дайри умерли, а я ещё нет.